На аэродроме Клоково прошел фестиваль «Тульские крылья»
Тулякам представили зрелищные программы авиамоделистов. Фестиваль собрал более пяти тысяч зрителей.
21:32, 25 июня 2017 107
25 июня на аэродроме Клоково прошел юбилейный 10-й межрегиональный фестиваль радиоуправляемых моделей «Тульские крылья».
Фигуры высшего пилотажа, уничтожение баз противника, различные воздушные трюки – все это могут выполнять не только настоящие боевые самолеты, но и их точные копии, сделанные фактически вручную, и управляемые с земли.
Фестиваль радиоуправляемых моделей «Тульские крылья» в этом году проходил в девятый раз и собрал около 80 участников из Москвы, Тулы, Волгограда, Сочи, Брянска, Ростова-на-Дону, которые привезли 87 моделей – от планеров и квадрокоптеров до радиоуправляемых копий вертолетов и самолетов.
Каждый такой самолет – штучная работа.
И в воздухе он ведет себя как оригинальный летательный аппарат, демонстрируя настоящие трюки – такие же, которые показывают зрителям больших авиационных шоу.
Так что «Тульские крылья» – это наш авиасалон «Жуковский». Он и размах понемногу набирает соответствующий. В прошлом году по оценкам организаторов фестиваль собрал около пяти тысяч зрителей, в этом – еще больше. С прошлого года среди организаторов и участников фестиваля значится единственный в России авиационно-спортивный клуб «РусДжет» – безусловный лидер не только России, но и мира.
После трех подряд побед на чемпионатах мира, чего не было никогда в истории, Кубок мира представителям «РусДжет» был вручен навечно.
Модели, сделанные руками участников клуба, поразили даже видавших виды экспертов. Когда чемпионскую копию самолета Як-130 впервые привезли на соревнования – в американский город Дейтон, на родину братьев Райт, она вызвала шок у судей. Жюри было представлено более семи тысяч фотографий оригинального самолета с бортовым номером 91, и судьи не нашли ни одного отличия! Были воспроизведены даже сколы краски на винтах. Впервые в моделизме были установлены работающие жидкокристаллические дисплеи. А ведь точность копии – один из определяющих факторов для победы на соревнованиях авиамоделистов.
Оригинальный самолет Як-130 используется для подготовки летчиков военно-воздушных сил России. Он знаменит своей универсальностью – ему можно задать летные характеристики штурмовика, бомбардировщика, истребителя. Все это досконально воспроизведено и в копии.
Многие из показанных в Туле моделей призваны удивлять. В нашем небе летали реактивные самолеты, авиалайнеры с двигателями внутреннего сгорания, вертолеты. Это сложнейшая техника для копирования. К примеру, движение вертолета в пространстве описывает 21 дифференциальное уравнение. Ровно столько же, сколько необходимо для описания движения Луны в Солнечной системе. Сделать такую технику – невероятно сложно. А повторить потом в модели – еще сложнее. Также среди представленных на фестивале моделей были реактивные самолеты с управляемым уровнем тяги.
Такого ни в России, ни в мире больше ни у кого нет – это также очень сложно воплотить на практике. Так что участников тульского фестиваля вполне можно было сравнить с легендарным Левшой, который ковал мелкие гвоздики для подковок на блоху. Но только это уже не сказ, а настоящая быль.
В этом году авиашоу разделили на две части. В первый день прошли внутренние соревнования, без зрителей, которые определили тридцать лучших моделей. А уже на следующий день зрители увидели самые яркие номера, включавшие фигуры высшего пилотажа, воздушную акробатику, имитацию реального воздушного боя и уничтожения военных баз условного противника. Также зрителям показали групповой пилотаж в исполнении авиамодельной пилотажной группы «Русь» на моделях самолетов Л-39, а к ночи, когда стали сгущаться сумерки – аэросветовое шоу.
Самый титулованный участник «Тульских крыльев» – представитель клуба «РусДжет», трехкратный чемпион мира Павел Лапшов.
Павел Лапшов.
– Павел, первое что поражает, когда приближаешься к месту проведения фестиваля, – настоящий рев реактивных двигателей.
– Они и есть настоящие. Это полноценные реактивные двигатели с тягой от десяти до двадцати килограммов. Работают на обычном авиационном керосине. У нас все по настоящему.
– Ваш клуб уже второй раз участвует в фестивале «Крылья». Как вам в Туле?
– Очень нравится. Здесь, по сравнению с другими фестивалями, отзывчивые организаторы, потрясающий прием. Все проходит просто здорово. Мы думаем только о полетах.
– Ваши модели производят впечатления настоящих самолетов. А что они не могут делать по сравнению с оригиналами?
– Наши модели даже еще более маневренные, чем оригиналы. За одним исключением – если это копии сверхзвуковых самолетов, то, естественно, на сверхзвук мы не пойдем. По маневренности мы опережаем оригиналы по той простой причине, что у нас в кабине не сидит человек. Когда пилоты настоящего Як-130 узнали, что мы делаем кульбит на малых скоростях, они были потрясены. У них самолет весит семь тонн, другие моменты инерции, и такие трюки, которые демонстрируем мы, в принципе невозможны.
– Несмотря на то, что эти самолеты управляются с земли, у вас же все равно присутствуют ощущения летчика?
– Безусловно. Адреналин полнейший. Когда ты управляешь своим детищем, которое делаешь годами, по другому быть не может
– И вы чувствуете эту машину в воздухе?
– Естественно.
– По настоящему чувствуете?
– Можно на какое-то время закрыть глаза, и продолжать пилотирование так, как надо. За это время не накопится большого рассинхрона и большой ошибки.
– Сколько человек нужно, чтобы создать такую модель?
– Любую из наших моделей может сделать один человек. Это просто займет немножко больше времени. Поэтому конечно есть помощники. Но большую часть работу исполняют пилоты, которые потом летают на этих моделях. Поэтому мы, по сравнению с обычными конструкторами, больше практики, а не теоретики. Зато для человеку, который занимается авиамоделизмом, это большой трамплин в жизни. Еще со времен Советского Союза кружки, секции, соревнования дают кучу льгот при поступлении в институт, отличные рекомендации при устройстве на работу в профильные организации. Другое дело, что в девяностые годы многое было потеряно, кружки позакрывались. Но сейчас начинают опять обращать внимание на техническое образование.
– Это же очень дорогое удовольствие.
– Это прежде всего трудочасы. Для детского кружка нужны всего пара банок клея, нож, линейка, пара деревяшек, или пенопласт. А потом уже будет огромный путь, который надо пройти. Модели, которые вы видите в Туле, безусловно стоят дорого. Но никакие деньги не заменят образования, стремления чего-то достичь, креативную составляющую. Невозможно просто прийти и сказать: постройте мне модель, я хочу ее купить. Это эксклюзивная работа, которая делается годами.
– Что нужно, чтобы совершить невозможное – выиграть три чемпионата мира подряд?
– Упорство, системный подход. Шаг за шагом, с фиксацией определенных достижений. И тогда все посильно. Конечно, когда борешься за максимальный результат, случаются непредвиденные обстоятельства. Например, в 2011 году, на нашем первом чемпионате мира, где мы победили, второй тур вообще летали на одном двигателе. В середине программы второй двигатель встал, но у оставшегося хватило тяги, чтобы завершить программу так, чтобы никто ничего не заметил. Но это и есть те самые вызовы, которые надо преодолевать.
Напомним, что 9 июля на аэродроме Клоково пройдет чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах «Як-52». В турнире примут участие более 30 пилотов из 11 стран.
13:15, 23 ноября 2024 197
11:15, 21 ноября 2024 14
14:35, 21 ноября 2024 24
19:00, 25 ноября 2024 14
20:33, 21 ноября 2024 326
19:07, 21 ноября 2024 37
11:30, 21 ноября 2024 16
20:56, 24 ноября 2024 28
17:02, 22 ноября 2024 41
17:28, 26 ноября 2024 72
17:30, 25 ноября 2024 41
17:25, 22 ноября 2024 56
18:15, 23 ноября 2024 53
14:59, 23 ноября 2024 66
09:00, 23 ноября 2024 224