В России хотят ввести тотальный контроль за расходами населения
Для этого предлагается внедрить кассовые аппараты, данные с которых будут немедленно поступать в налоговые органы.
10:43, 15 июня 2015 220
Правительство создаёт техническую и правовую базу для контроля занятости и уплаты налогов населением. Это будет проводиться через персонификацию всех покупок, совершаемых гражданами.
Минфин разработал законопроект, по которому все кассы торговых точек подлежат замене, а новые будут регистрировать покупки в электронном виде.
Покупки за наличные будут привязываться к телефонному номеру клиента. Это нововведение позволит автоматически учитывать расходы граждан, сопоставляя размер обязательных взносов с расходами.
Проект поправок в закон о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) Минфин опубликовал для общественного обсуждения 9 июня. Текст проекта втрое длиннее всего действующего закона о применении касс и предусматривает революционные изменения регулирования в этой сфере, прежде всего новые требования к самим кассам, сообщает РБК.
По идее Минфина, кассовые аппараты должны накапливать и передавать фискальные данные в налоговые органы онлайн (через уполномоченного оператора). Каждая касса, установленная с 2016 года, будет обязана отбивать и бумажные, и электронные чеки, а все сведения предлагается хранить в централизованной базе данных.
На бизнес будет возложена обязанность не только выдать чек покупателю, как раньше, но и зарегистрировать покупку на его имя (номер телефона) и направить чек в налоговые органы в электронном виде, а также переслать покупателю, если он об этом попросит. Закон может вступить в силу с 1 января 2016 года. Старую кассовую технику можно будет использовать до окончания срока её действия, но не дольше семи лет с момента регистрации, говорится в законопроекте.
Проект уже прошёл испытания в ряде регионов: в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане.
По данным ФНС, в эксперименте на добровольной основе приняли участие больше тысячи компаний, за шесть месяцев были подключены более 4 тысяч новых касс и пробито свыше 17 миллионов кассовых чеков на сумму более 13 млрд рублей. В Москве новые кассы испытывались в сетях «Метро Кэш энд Керри», «Азбука вкуса», «Дикси», «Перекрёсток», «М.Видео» и других.
Отказ от применения новой кассовой техники может повлечь более значительные штрафы, чем раньше. Поправки в КоАП предусматривают, по сути, безразмерные штрафы. Если продавец проводит платежи мимо кассы, то штраф будет определён в размере от трёх четвертей до полного размера суммы этих платежей, причём как для юридических лиц, так и для граждан. Неприменением кассовой техники, согласно законопроекту, признаётся и отсутствие записи о расчёте в фискальном накопителе кассы, и не переданная налоговому органу информация.
Исключение предусматривается для торговцев, работающих в труднодоступных, отдалённых от сетей связи местностях.
Если связи нет, можно использовать кассы без передачи данных. А в отдалённых местностях, список которых регионы утвердят самостоятельно, можно вообще не применять кассы при условии выдачи покупателю другого документа, подтверждающего расчёт.
Освобождение от касс также сохраняется для ИП и организаций, занимающихся некоторыми видами мелкорозничной торговли, такой как продажа мороженого, кваса, разносная торговля, продажа билетов.
В Минфине мотивируют законопроект исключительно благом потребителя.
Передача данных позволит создать автоматизированную систему контроля и защитить права покупателей. Электронные документы будут доступны в любой момент, что выгодно отличает их от бумажных чеков, которые могут быть безвозвратно утрачены, говорится в пояснительной записке к законопроекты. При этом нигде не поясняются причина такой филантропии: предлагается принять, что колоссальные затраты на создание и отладку единой базы данных и системы обмена информацией о покупках населения предусматриваются лишь для обеспечения комфорта потребителей и большей защиты их прав. А также для экономии ритейлеров (в «М.Видео» в ходе эксперимента подсчитали, что один ТЦ может сэкономить больше 14 млн рублей на проверке и обслуживании новых касс).
Эксперты считают перспективы тотального контроля над занятостью населения через финансовый контроль весьма туманной перспективой. Ведение общероссийской базы расходов населения и автоматического сличения их с налоговыми отчислениями и социальными сборами представляется непосильной задачей. Особенно на примере того, как функционируют базы данных в более узких областях.
Например, МВД уже много лет не в состоянии не то чтобы объединить все региональные базы баллистической экспертизы, но даже ввести единый стандарт этой процедуры.
Больше того, правительство в целом до сих пор не создало единый стандарт обмена данными и единый образец документов — даже с учётом функционирования таких механизмов, как Единый портала госуслуг. Не сведены воедино и базы ФНС, ГИБДД, Росреестра и прочих ведомств.
Для контроля транзакций граждан могли бы использоваться существующие банковские механизмы учета и обмена подобной информацией, но такие системы даже в пределах одного крупного банка представляют собой одну большую проблему. С учётом того, что Банк России в среднем 1-2 раза в год вносит изменения в правила банковской отчётности, этот способ реализации планов Минфина также можно отнести к области антиутопий.
Кроме того, регистрация покупателя, как естественное условие оформления электронного чека, может стать поводом для разнообразных правовых коллизий, и суды высших инстанций вынуждены будут принудить государство отказаться или урезать условия функционирования такой системы.
15:11, 21 декабря 2024 105
22:08, 21 декабря 2024 45
12:20, 27 декабря 2024 45
10:32, 24 декабря 2024 57
11:10, 25 декабря 2024 267
13:56, 23 декабря 2024
17:36, 26 декабря 2024 58
16:14, 21 декабря 2024 75
13:17, 22 декабря 2024 92
17:00, 24 декабря 2024 189
09:00, 21 декабря 2024 155
12:04, 21 декабря 2024 22
15:42, 26 декабря 2024 28