С 1 марта 2024 года планируется полный запрет продажи вейпов с ароматизаторами.
Ранее Myslo писал о том, что наценка в среднем на 30% ожидается уже в сентябре.
Импортёры электронок утверждают: виной всему — нестабильный курс валют, сложности перевозок и ужесточение российских законов. Продавцы вейпов жалуются: таможенники стали сильнее придираться к фурам с китайскими «ашкудишками», тщательно сверяют позиции, сертификаты.
К слову, не дремлют и на местах: недавно суд запретил торговлю немаркированными товарами тульскому продавцу табачной продукции.
Как утверждают источники Mash, поставщики боятся облав из-за ужесточения закона, но бросать прибыльный бизнес не собираются. Отказываясь от части продукции, делят закупки на небольшие партии, чтобы избежать рейда правоохранительных органов.
Останавливать борьбу с электронками правительство не собирается и на законодательном уровне.
Счётная палата предложила обложить ввоз вейпов таможенной пошлиной в 13%, как ранее было с кальянами и курительными трубками. Полагается, что таким образом в бюджет может поступать до 4,5 млрд рублей в год. В апреле Владимир Путин подписал закон о запрете продажи электронных сигарет лицам моложе 18 лет. Данная новость вызвала положительный отклик в обществе: уже много лет даже заядлые курильщики выступали за запрет «ашкудишек» для детей.
Запрет продажи вейпов с усилителями вкуса вступит в силу с 1 марта 2024 года. По данным «Известий», список обширный: пищевые ароматизаторы фруктов и овощей; растительные вкусовые примеси и их производные — ваниль, пряности, имбирь, корица.
Нелегальными будут электронки со вкусом подсластителей: патоки, мёда, стевии, кленовым сиропом, агавой, кофеином, таурином, лекарственными примесями, биологически активными добавками, витамином С, Е, аминокислотами. Получается, под запретом всё?
Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) считает, что такие радикальные ограничения приведут к расцвету нелегального рынка. Совершеннолетние потребители могут пострадать из-за палёной продукции.
«Так как в этой сфере нет государственного контроля, кустарно произведенная продукция может не соответствовать обязательным требованиям по качеству. Плюс сократятся налоговые отчисления легальных участников в бюджет», — утверждают в ассоциации.
По оценкам АКОРТа, рынок потребителей вейпов составляет не менее 4,5 млн человек.
Запретить нельзя…
И действительно, курение электронок — уже больше чем частная зависимость от табака. Это целая субкультура. Первые вейп-бары появились в областном центре в 2016–2017 гг., где туляки спокойно демонстрировали искусство парения и пробовали дымные коктейли.
Вскоре системы для курения модифицировались в мини-сигареты, «ашкудишки» и многоразовые электронки, а модные бары стали магазинами для продажи жидкостей. Сегодня «вэйпшопы» можно встретить на каждой большой улице в Туле, киосками в торговых центрах (и не одним). Хоть электронки запрещены в помещениях и общественных местах, как и обычные сигареты, люди продолжают парить скрытно, не замечая за собой шлейф ароматного, но губительного пара.
Сможет ли общество перестроиться за год, полностью отказавшись от табака с приятным запахом? Готовы ли туляки к тому, что атрибут их повседневной жизни исчезнет в одночасье?
Своими размышлениями поделился туляк Максим Иванов (имя изменено по просьбе интервьюируемого):
«Попробовал впервые в 2015 году. Систематически парю уже три года. Считаю формулировку вопроса „Есть ли вред курения от электронок?“ неверной. Ибо даже Google выдаёт определение, что термин курения означает вдыхание дыма, его препаратов. А в электронках нет дыма. Там — пар.
Выбираю жидкости местных производителей в ценовой категории выше среднего. Но знаю, как и где приобрести из-за рубежа. Самозамесом (изготовление жидкости для вейпа самостоятельно. — Прим. авт.) занимаюсь исключительно для себя, в небольших количествах, из спортивного интереса, поскольку не все желаемые вкусы есть в магазине. Это позволяет контролировать качество материала. Пищевой глицерин и пропиленгликоль покупаю производства Германии, пищевые ароматизаторы — Англии, хладагент для придания «холодка» во вкусе — Малайзии. Все компоненты есть на маркетплейсах в открытом доступе и даже в обычных магазинах — их закупают для пищевой промышленности.
Я перешёл на электронки, потому что хотел бросить курить. Но со временем решил не лишать себя этого удовольствия, хотя и понимаю, как сигареты вредны.
К запрету ароматизированных жидкостей отношусь отрицательно. Скорее всего, цены на них вырастут из-за отсутствия разнообразия. Расцветёт подпольный рынок. Я, как частый потребитель, вижу в этом опасность для здоровья. Пока что использование жидкостей собственного изготовления не регулируется законом. Считаю, запрет ароматизированных вейпов не поможет избавиться от привычки. Люди просто вернутся к обычным сигаретам, которые, я считаю, намного вреднее электронок. Подорожание не уменьшит спроса на вейпы. Ведь как ни росли цены на табак — никто из моих знакомых так и не бросил курить сигареты».
…Или всё-таки нужно?
Заместитель главного врача по лечебной работе, врач — психиатр-нарколог ГУЗ «Тульский областной наркологический диспансер № 1» Игорь Фецура считает, что такая инициатива действительно помешает распространению электронок среди подростков.
«Данная законодательная инициатива не представляет собой запрет самих вейпов и электронных сигарет.
Эти ограничения сделают электронные устройства курения менее привлекательными. В первую очередь, они притягивают несовершеннолетних. Для них вкусовые качества и так называемый «энергетический компонент» могут представлять дополнительный стимул в выборе рассматриваемых устройств. К слову, из-за удобных характеристик вейпов и взрослые отдают предпочтение данным устройствам по сравнению с сигаретами.
Сравнивать зависимость от вейпов и электронных сигарет с зависимостью от наркотиков некорректно. Наркомания — более серьёзное и опасное заболевание. Однако биохимический и психологический компоненты, составляющие патологическую основу формирования привыкания к психоактивному веществу, идентичны. К приёму данных устройств также формируется зависимость, преимущественно психологическая. «Ломки» или схожих с наркоманией или алкоголизмом симптомов физической зависимости обычно не отмечается. Либо степень их выраженности значительно слабее.
Опасность приёма вейпов и электронных сигарет в том, что они могут стать своеобразными «воротами» для более серьёзных пагубных привычек, например табакокурение, а также любая наркотизация. Возможен и одновременный приём сигарет и электронных курительных устройств; уже в обиходе такой термин, как «двойное курение».
Вред токсических веществ на организм, образующихся при курении электронных устройств, неоспорим. Они опасны для головного мозга. Но в первую очередь страдают лёгкие. В нескольких странах были зарегистрированы клинические случаи серьёзнейшего ущерба лёгочной системы у подростков, куривших вейпы несколько лет. Болезни диагностировались даже у тех, кто потреблял их месяцами.
Отмечу, что наркологическая служба не рекомендует использовать вейпы и электронные сигареты с целью отказа от классического табакокурения ввиду сомнительной эффективности данного метода.
Поскольку данные устройства ещё не попали под запрет законодательно, не исключено, что граждане, в том числе и несовершеннолетние, будут покупать их и искать вейпы с ароматизаторами на «чёрном» рынке. Однако данный вопрос находится вне компетенции наркологической службы».
Как видно, есть мнения «за» и «против». Несмотря на то, что вейпинг — явление относительно новое, медицинские исследования, демонстрирующие негативные последствия на организм, опубликованы в открытом доступе. Редакция Myslo осуждает курение табака и электронных девайсов. Берегите своё здоровье!
А что вы, дорогие Myslовчане, думаете о запрете ароматизированных электронок? Помогут ли они отказаться от пагубной привычки? Пишите в комментариях!