20 ноября главный финансовый документ региона – бюджет на 2019 год и плановый период до 2021 года – прошел обязательную процедуру общественного обсуждения.
Мероприятие провел председатель комитета по экономической политике и финансам Тульской областной Думы Александр Рем. В слушаниях приняли участие депутаты облдумы, члены правительства, общественники и проч.
Александр Москалец, первый зампред Тульской облдумы, сравнил бюджет с локомотивом:
– Он ведет за собой с установленной скоростью весь государственный состав и дает четкое понимание перспектив развития. Наша задача – с одной стороны не перегрузить это локомотив, а с другой – провести его с самой оптимальной скоростью и максимальным результатом.
На слушаниях с докладами выступили все министры регионального правительства.
Например, министр экономического развития Григорий Лаврухин представил прогноз социально-экономического развития Тульской области на 2019 год и период до 2021 года. По его словам, валовой региональный продукт – один из основных показателей экономики региона – в 2019 году вырастет на 2,8%, а к 2021 году – на 11,7%.
По словам министра, к 2021 году средняя зарплата в Тульской области составит 40 372 руб., коэффициент рождаемости – 1,45, обеспеченность врачами – 32,8 на 10 тыс. населения, а средняя продолжительность жизни будет 73 года.
Министр финансов Владимир Юдин пояснил, каким образом формировался проект бюджета на 2019 год.
– Несколько лет подряд рост расходов в бюджете региона опережает рост доходов. Растет дефицит бюджета и госдолг, хотя он и находится на экономически безопасном уровне. Перед нами стоит задача таким образом переформатировать бюджет, чтобы темп роста доходов опережал рост расходов. В бюджете-2019 расходы заложены на том же уровне, что и в предыдущем периоде, но на 96,3% они распределены программно-целевым методом.
По словам министра, доходы бюджета Тульской области на 2019 год запланированы в размере 68,1 млрд рублей, что соответствует уровню 2018 года. Собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета запланированы в размере 57,2 млрд руб., в том числе налог на прибыль организаций – 19,2 млрд руб, налог на доходы физлиц – 18,8 млрд руб, акцизы – 11,05 млрд руб. Безвозмездные поступления в бюджет региона ожидаются в размере 10,8 млрд руб.
Расходы бюджета Тульской области на 2019 год запланированы на 0,6% выше уровня 2018 года – 72,9 млрд рублей.
|
||||
Наименование |
Сумма на 2018 г., тыс. руб. |
Сумма на 2019 г., тыс. руб. |
||
Общегосударственные вопросы |
2 678 446,6 |
2 741 860,0 |
||
Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования |
7 322,9 |
7 615,9 |
||
Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований |
222 684,6 |
212 438,6 |
||
Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций |
321 069,3 |
326 782,8 |
||
Судебная система |
166 603,3 |
163 769,1 |
||
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора |
121 576,4 |
122 777,7 |
||
Обеспечение проведения выборов и референдумов |
70 049,1 |
198 048,5 |
||
Фундаментальные исследования |
8 500,0 |
8 500,0 |
||
Резервные фонды |
98 396,4 |
100 000,0 |
||
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов |
800,0 |
1 000,0 |
||
Другие общегосударственные вопросы |
1 661 444,6 |
1 600 927,4 |
||
Национальная оборона |
63 612,3 |
74 481,2 |
||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
815 720,6 |
715 867,0 |
||
Органы юстиции |
126 534,7 |
114 722,3 |
||
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона |
284 146,0 |
190 167,3 |
||
Обеспечение пожарной безопасности |
245 323,5 |
254 270,4 |
||
Миграционная политика |
55 324,8 |
53 792,1 |
||
Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности |
104 391,6 |
102 914,9 |
||
Национальная экономика |
10 974 342,4 |
9 772 553,5 |
||
Общеэкономические вопросы |
402 978,2 |
262 371,8 |
||
Сельское хозяйство и рыболовство |
1 925 469,5 |
1 631 529,7 |
||
Водное хозяйство |
15 613,7 |
26 675,9 |
||
Лесное хозяйство |
129 549,0 |
131 721,0 |
||
Транспорт |
1 173 368,9 |
1 173 840,3 |
||
Дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
4 990 270,1 |
4 986 551,1 |
||
Связь и информатика |
670 935,2 |
763 759,1 |
||
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
4 800,0 |
5 000,0 |
||
Другие вопросы в области национальной экономики |
1 661 357,8 |
791 104,6 |
||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 462 382,8 |
956 875,9 |
||
Жилищное хозяйство |
540 000,0 |
127 735,3 |
||
Коммунальное хозяйство |
276 150,6 |
497 489,4 |
||
Благоустройство |
477 246,7 |
222 144,4 |
||
Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства |
168 985,5 |
109 506,8 |
||
Охрана окружающей среды |
529 081,2 |
217 210,0 |
||
Образование |
19 069 596,6 |
21 167 009,9 |
||
Дошкольное образование |
5 372 469,4 |
6 405 286,2 |
||
Общее образование |
9 425 696,9 |
10 566 106,6 |
||
Дополнительное образование детей |
649 606,5 |
704 984,3 |
||
Среднее профессиональное образование |
2 737 304,7 |
2 554 597,9 |
||
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
125 428,7 |
149 731,6 |
||
Молодежная политика |
563 933,1 |
592 397,2 |
||
Другие вопросы в области образования |
195 157,3 |
193 906,1 |
||
Культура, кинематография |
1 336 017,8 |
1 285 661,3 |
||
Культура |
1 294 995,2 |
1 245 749,4 |
||
Другие вопросы в области культуры, кинематографии |
41 022,6 |
39 911,9 |
||
Здравоохранение |
7 691 923,3 |
8 388 756,6 |
||
Стационарная медицинская помощь |
3 099 685,5 |
4 125 340,6 |
||
Амбулаторная помощь |
3 079 084,2 |
2 513 409,4 |
||
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов |
79 337,3 |
82 057,6 |
||
Скорая медицинская помощь |
100 058,6 |
119 967,6 |
||
Санаторно-оздоровительная помощь |
224 685,8 |
183 155,5 |
||
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
149 839,7 |
156 880,1 |
||
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
2 201,4 |
2 201,4 |
||
Другие вопросы в области здравоохранения |
957 030,8 |
1 205 744,4 |
||
Социальная политика |
24 001 785,0 |
23 500 912,3 |
||
Пенсионное обеспечение |
152 800,5 |
164 643,3 |
||
Социальное обслуживание населения |
3 398 135,7 |
3 669 239,6 |
||
Социальное обеспечение населения |
17 315 521,4 |
16 136 238,3 |
||
Охрана семьи и детства |
2 849 229,9 |
3 217 611,5 |
||
Другие вопросы в области социальной политики |
286 097,5 |
313 179,6 |
||
Физическая культура и спорт |
488 024,3 |
662 445,8 |
||
Массовый спорт |
47 558,3 |
164 513,3 |
||
Спорт высших достижений |
429 178,9 |
486 300,4 |
||
Другие вопросы в области физической культуры и спорта |
11 287,1 |
11 632,1 |
||
Средства массовой информации |
185 339,3 |
194 747,0 |
||
Телевидение и радиовещание |
1 200,0 |
77 756,3 |
||
Периодическая печать и издательства |
1 509,0 |
107 417,0 |
||
Другие вопросы в области средств массовой информации |
182 630,3 |
9 573,7 |
||
Обслуживание государственного и муниципального долга |
870 958,8 |
858 929,0 |
||
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
2 317 079,0 |
2 366 756,9 |
||
ИТОГО |
72 484 310,0 |
72 904 066,4 |
||
Дефицит бюджета области в 2019 году прогнозируется в объеме 4,8 млрд рублей – для сравнения, в 2018 году ожидается 4,4 млрд руб.
Предельный объем государственного долга Тульской области на 2019 год установлен в сумме 24,44 млрд руб.
– В бюджете заложены средства на строительство в ближайшие годы 12 новых детсадов и школ. Еще пять лет назад министерство образования признало, что в Новомосковске необходимо строительство двух детсадов – в центре и в Залесном микрорайоне, где идет масштабное строительство. Запланированы ли средства на эти учреждения? – попросил уточнить министра образования депутат Денис Бычков.
По словам директора департамента образования Алевтины Шевелевой, в Новомосковске уже идет строительство двух детсадов на 240 и 160 мест, причем один детсад строят за счет внебюджетных источников. Окончание строительства запланировано на конец 2019 года. В рамках нацпроекта «Демография» Новомосковск подал еще две заявки на строительство детсадов, они будут включены в программу на 2020-2021 гг.
– В бюджете заложены средства на строительство технопарков. Речь идет о модернизации существующих домов юных техников или это новое строительство? – спросил Шевелеву депутат Юрий Моисеев.
По словам директора департамента, речь идет о проекте, который министерство образования уже третий год реализует в действующих школах – создание школьных мини-технопарков, который включают три и более направлений дополнительного образования, прежде всего технического направления. До конца 2018 года в Тульской области будет создано 17 таких мини-технопарков в большинстве муниципалитетов региона. В 2019 году запланированы средства на создание еще 4 мини-технопарков, два из которых будут в Туле, по одному – в Белеве и Суворове.
Больше всего вопросов у депутатов было к министерству здравоохранения. Его представляла замминистра Татьяна Семина.
– В Новомосковской городской клинической больнице сохранили отделение онкологии. Насколько это отделение готово стать онкоцентром? – поинтересовался депутат Денис Бычков.
По словам Татьяны Семиной, пять амбулаторных онкологических центров, запланированных к открытию в 2019 году, и стационарное отделение в Новомосковской больнице – разные вещи. Онкологическое отделение в Новомосковске будет переоснащено. На это заложены средства в бюджете. В пяти муниципалитетах будут созданы амбулаторные центры – для ранней диагностики онкопатологии в шаговой доступности. На это тоже заложены средства. А еще в Тульской области создается онкологическая служба под единым управлением из Тульского онкодиспансера. Но этот проект еще предстоит обсудить с медицинским сообществом.
Депутат Наталия Николаева подняла вопрос о нехватке врачей.
– В структуре национального проекта «Здравоохранение», который будет реализован в 2019-2024 гг., есть четкие показатели для Тульской области, – пояснила Татьяна Семина. – К 2024 году амбулаторные подразделения должны быть укомплектованы на 95% при коэффициенте совмещения в 1,2. Рассчитаны и абсолютные показатели по численности врачей и среднего медперсонала для оказания медпомощи тулякам по программе госгарантий. В 2019 году в Тульской области должно быть 1458 врачей.
Зампред облдумы Юлия Марьясова спросила о финансировании ремонта районных больниц и поликлиник, особенно детских.
По словам замминистра, в регионе работает программа «Развитие детского здравоохранения». В ней на 2018-2021 годы прописаны все лечебные учреждения с конкретными объемами ремонта и переоснащением. В первую очередь ремонт запланирован в медучреждениях Ефремова, Новомосковска, Куркино, Черни, Венева, Ясногорска.
Депутат Юрий Моисеев попросил уточнить, каким образом принимается решение о строительстве ФАПа в том или ином населенном пункте.
– Фельдшеров ФАПов также снабжают высокопроходимым транспортом. Кто будет обслуживать эту технику?
По словам Татьяны Семиной, Минздрав РФ создал геоинформационную систему здравоохранения, в которой есть данные обо всех медучреждениях, о численности населения и удаленности поселения от больниц. Эта система рассчитывает доступность первичной медпомощи и определяет, где именно должен располагаться ФАП.
Что касается транспорта, то он закрепляется не за ФАПом, а за медработником, имеющим права – чтобы он мог приехать к пациенту, который не может прийти в ФАП. Это региональная программа, ежегодно в бюджете закладывают средства на 15 автомобилей для фельдшеров. Кстати, больницы помогают своим фельдшерам пройти обучение вождению. На машинах установлены комплексы ГЛОНАСС.
Подняли депутаты и проблему обеспечения детей-сирот жильем.
– Ежегодно 450 детей-сирот получают квартиры. Планировалось за пять лет ликвидировать очередность. Но очередь не двигается. Почему? – спросила Наталия Николаева.
По словам министра труда и соцзащиты Андрея Филиппова, такое количество квартир выделяется совсем недавно. Достигнуты договоренности с застройщиками – в период 2018-2021 гг. ежегодно будет выделяться такое количество квартир.
По итогам слушаний принята рекомендация Тульской областной Думе принять законопроект о бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в первом чтении.