Небольшой участок и старенький дачный домик на ул. Киреевской в Туле для Валентины Николаевны и Алексея Алексеевича Петровых едва ли не самая главная радость в жизни. Они проводят время на огороде с ранней весны до поздней осени: сажают овощи, ухаживают за плодовыми деревьями и разводят цветы. Это место для пенсионеров давно стало родным, земельным участком пользовались ещё родители Валентины с 1965 года.
Но в мае 2016 года пенсионеры получили досудебное уведомление о том, что их постройки необходимо снести, потому что они находятся в охранной зоне магистрального газопровода, относящегося к Косогорской газораспределительной станции. Сравнять с землей велят все: дом, деревья, кустарники и туалет. Понятно, что на голой земле заниматься садоводством уже будет невозможно.
То, что прямо возле их ворот проходит газопровод, для Петровых стало неожиданностью. Больше пятидесяти лет они об этом ничего не знали, на месте не было никаких опознавательных табличек, а участки в собственность оформили без дополнительных обременений и ограничений.
– Мы никогда не думали, что наши постройки незаконны. Когда нам пришла повестка в суд, мы были ошарашены. За свои 70 лет я многое пережил, но так обидно мне ещё не было, — рассказывает Алексей Алексеевич. — Газопровод ведь находился на этой земле задолго до того, как мы начали оформление участка, почему нас никто не предупредил? Администрация и газовая служба молчали, а теперь нас выставляют виновниками, говорят, что мы возвели незаконные постройки.
Для этой семьи потеря дачного дома — настоящая психологическая травма. Тем более что никакой компенсации за утрату строений истец,
– Мы пенсионеры, у нас нет возможности купить другой участок. Если бы предложили выкупить наши дома, было бы не так обидно, а так нас просто оставляют ни с чем. По документам, конечно, участок будет нашим, но кто будет выращивать на нём овощи и фрукты, если даже забор поставить нельзя? — говорит Валентина Петрова.
Семья Петровых — не единственные, кто столкнулся с судебным иском о сносе. Один из домов в СНТ уже снесен.
Более подкованная юридически семья Сергея Яковенко, которая обзавелась земельным участком в 2011 году, пока судебных исков не получала, но уже пытается добиться отмены сносов других домов. Дело в том, что согласно документам зона минимально допустимых расстояний от осей газопровода может достигать 350 метров. В случае Косогорской ГРС это расстояние равно 175 м. Получается, что сравнять с землей в скором времени придется их дом и беседку, на которую семья потратила немало денег.
– В суде ссылаются на нормы СНиП 2.05.06−85, но игнорируют то, что его требования распространяются исключительно на новые и реконструируемые магистрали, — говорит Сергей Яковенко. — Кроме того, нам удалось узнать, что переписка между администрацией и газовой компанией длится с 2007 года. Но тогда возникает вопрос: почему никто не поставил в известность собственников?
В документах говорится о том, что действующий с 1956 года газопровод изношен на 100%. Это данные ещё 1992 года. Получается, что всего в нескольких километрах от населенных пунктов и оживленной автодороги проходит опасная газовая труба, которая может взорваться в любой момент.
– Газовщики говорят, что износ газопровода 100%. А значит, ни о какой дальнейшей эксплуатации речи быть не может, так как вероятность возникновения пожара или взрыва в огромных масштабах составляет 50%. В этом случае пострадают все жители прилегающих поселков. Вместо того, чтобы вынести ГРС за пределы Тулы, газовая служба решила «очистить» территорию от дачников, — недоумевает Валентина Витюкова (на фото справа).
Собственников больше всего возмущает то, что сейчас их делают виновными за то, что их участки оказались рядом с газопроводом. Этот факт имеет решающее значение, потому что согласно ч. 4 ст. 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» ответственность и финансовые расходы за снос и возмещение убытков несет юридическое или физическое лицо, допустившее нарушение.
Собственники участков в СНТ «Металлург-4» не сдаются. Семья Петровых подала на апелляцию, которую в ближайшее время рассмотрит Тульский областной суд. Они надеются, что сумеют добиться справедливости. «Слобода» следит за развитием событий.