В Госдуму внесен законопроект, который, по сути, приравнивает поисковые новостные агрегаторы (Google, Yandex и т.д.) к средствам массовой информации, сообщает «Коммерсантъ». Согласно документу, контроль иностранных компаний над новостными агрегаторами ограничивается так же, как над СМИ, 20% долей или акций, а сами новостные агрегаторы должны проверять достоверность распространяемых ими сообщений СМИ.
Авторами инициативы стали депутат фракции «Справедливая Россия» Алексей Казаков и депутат фракции КПРФ Александр Ющенко.
Согласно законопроекту, в правовой системе РФ вводится новое понятие – «новостной агрегатор». Ими станут интернет-ресурсы, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию с суточной аудиторией более чем 1 млн уникальных пользователей. Их контролем, как и в случае со СМИ, будет заниматься Роскомнадзор. При этом агрегаторы обязаны будут проверять распространяемую информацию, в том числе источником которой является СМИ, в противном случае их ждет штраф в размере до 5 млн рублей.
Кроме того, законопроектом предусмотрено внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов.
По мнению авторов инициативы, на сегодняшний день на рынке имеют место «идеологические манипуляции» и что иностранное влияние «необходимо минимизировать», поскольку «около 60% пользователей черпают новости не через традиционные СМИ, а в поисковых программах и агрегаторах».
Если законопроект будет принят, то под запретом окажется самый популярный агрегатор новостей в рунете – «Яндекс.Новости». Данный сервис попросту не может существовать в том режиме, в котором этого требуют депутаты. «Яндекс.Новости» и аналогичные проекты Google и Mail представляют собой, по сути, поисковые роботы, которые обрабатывают информационные ресурсы, группируют новости по сюжетам и публикуют ссылки на них на одной странице. Таким образом, сервис объективно ограничен в возможности проверки законности и достоверности новостной информации, подготовленной третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию. Иными словами, если законопроект предполагает возложить на новостные агрегаторы обязанности СМИ в полном объеме, сервис «Яндекс.Новости» в текущем виде существовать не сможет.