Жизнь после взрыва: истории выживших при обрушении дома в Ефремове
Myslo поговорил с людьми, пережившими страшную трагедию и терпеливо ожидающими возвращения в «новый старый дом».
16:23, 6 апреля 2023 63
7 февраля в доме № 2 по улице Химиков в Ефремове из-за утечки бытового газа прогремел взрыв. В результате трагедии погибли 8 человек. Пока спасатели разбирали то, что осталось от первого подъезда, остальных жителей дома экстренно эвакуировали в пункты временного размещения.
Спустя несколько дней некоторым из жильцов разрешили вернуться — эксперты заверили, что третий и четвертый подъезды находятся вне зоны риска возможного обрушения. А вот жителей первого подъезда и частично разрушенного второго расселили в профилакторий и гостиницу. Людей заверили, что часть пятиэтажки возведут заново «по технологии, применяемой в Мариуполе», после чего им можно будет вернуться обратно. Myslo поговорил с людьми, пережившими страшную трагедию и терпеливо ожидающими возвращения в «новый старый дом».
«Трагедия была неизбежна»
Место взрыва на улице Химиков огорожено высоким забором — работы по восстановлению дома ведутся непрерывно. Дверь одного из расселенных подъездов заперта на замок, на ней приклеено объявление об оказании психологической помощи и поддержки пострадавшим. Интересуемся у бабушек, облюбовавших уцелевшую после взрыва лавочку, звонили ли они по указанным номерам. В ответ слышим, что им «всякие байки ни к чему, нужнее затычки в уши».
— Когда первый подъезд демонтировали, мы думали, что дом рухнет до конца, — так все тряслось и шумело. Мы люди пожилые — нас донимает шум от работ. Понимаем, что власти делают, что могут, но, грешным делом, жалеем, что не из второго подъезда: жили бы спокойно в гостинице, не опасаясь каждый день, что рабочие чего-то перемудрят и все рухнет, как карточный домик, — рассказывает одна из пенсионерок, между делом наглаживающая упитанную трехцветную кошку.
В беседе с нами женщины туманно намекают, что трагедия была неизбежна: якобы специалисты исправно проверяли газовое оборудование в доме, предлагали заменить неисправное, но у пожилых людей просто не было на это средств:
— Как пенсионер может позволить себе за раз вывалить такую гору деньжищ, если тут с трудом наскребаешь на коммуналку и еду? У меня котлу уже лет 20, если не больше, давно пора менять. Но когда мне предварительную цену озвучили, я чуть в обморок не грохнулась.
Вот и получается: проще жить и верить в лучшее, чем отдать последние гроши и потом с голоду пухнуть.
Администрации — спасибо. Но не от всей души
30-летняя Елена в момент взрыва была дома с сыном. ЧП произошло в тот момент, когда она собиралась покормить ребёнка.
— Услышали жуткий грохот, потом нас ударной волной снесло со стула, — вспоминает женщина. — Напугалась сильно, в первые секунды подумала, что началась бомбёжка и в дом попала ракета. Схватила одежду, телефон, документы, которые были на виду, взяла на руки малыша и выскочила на улицу. Позвонила мужу, успокоила его, что все хорошо, мы живы. Потом набрала дочке — та возвращалась с занятий. Встретила её, и мы втроём побрели к родственникам.
Муж Елены, примчавшийся с работы, нёс дежурство у дома — помогал соседям, собирал по крупицам информацию о том, как им жить дальше:
— Две недели мы прожили у родственников, потом заселились в гостиницу, предоставленную администрацией.
Живём в комнате размером 3×4, и это тесновато для семьи из четырёх человек.
Мы не платим за коммуналку, нам бесплатно привозят еду. В этом плане к чиновникам нет никаких вопросов. Но мы не можем подать документы в Сбербанк, чтобы получить страховку. В банке требуют пакет документов, которые должна выдать администрация: результаты проверки комиссии по факту взрыва, информация о статусе дома. Нам их по какой-то причине не выдают, «кормят завтраками». Прошло два месяца, а ситуация со страховкой по квартире, взятой в ипотеку, висит в воздухе.
«Тепло, светло и мухи не кусают»
Всего в гостиничном комплексе «Ефремов», который несколько лет является пунктом временного размещения для беженцев с Украины, сейчас живут 9 семей из разрушенного дома. Большая часть из них — это пенсионеры, которые в принципе довольны новым укладом жизни: благо в тесных комнатёнках имеются и телевизоры, и даже туалет с душем.
— Не думала, конечно, что на старости лет буду ютиться рядом с беженцами, но так было угодно Господу, стало быть, — рассуждает 82-летняя Раиса Андреевна. — Слава Богу, что вообще жива осталась, — взрыв прогремел двумя этажами выше.
Я сидела дома со своей кошкой Никой, смотрела телевизор. Вдруг как бабахнет! Двери входные повалились, и в квартиру ворвался смерч из пыли и штукатурки.
Удивительно, но за себя страшно не было. Проверила руки-ноги — все на месте. Выглянула на балкон, а на улице форменный конец света, ей-богу! Пока искала кошку, которая рванула куда-то, ко мне поднялся мужчина, говорит: «Бабуль, собирайся скорее, пока дом полностью не рухнул». Помог мне одеться, собрать паспорт со сберкнижкой и вывел на улицу. Я ему талдычу: «Кошку мою надо забрать...» А он в ответ говорит: мол, про себя подумай сначала, потом уже про животных думать будем.
Кстати, Ника провела в оцепленном доме трое суток. Все это время она пряталась под кроватью и выскочила только на голос хозяйки, которой под присмотром спасателей разрешили осмотреть квартиру и забрать уцелевшие вещи.
— Первые два дня мы провели в профилактории, а потом туда стали заезжать отдыхающие, и для нас не осталось места. Переехали в гостиницу. Тут, как говорится, тепло, светло и мухи не кусают. Телевизор работает исправно, горячая вода есть. Надоест сидеть в комнате — имеется просторный холл, где можно поболтать с соседями.
Жить можно, но всё-таки домой вернуться хочется.
В ожидании сентября
Впрочем, не все жители расселённого дома так спокойно относятся к жизни после взрыва. Правда, люди боятся, что администрация города может лишить их временного пристанища за недовольство, поэтому предпочитают скрывать имена.
— Я, конечно, не эксперт, но сдается мне, что чинить поломанное — так себе затея, — делится с Myslo один из жителей дома № 2. — Учитывая, как мало сейчас грамотных специалистов, — посмотрите, как часто трещинами идут новостройки, — не удивлюсь, если их пристройка рухнет через пару лет.
Искренне не понимаю, почему нельзя было расселить нас по какой-нибудь соцпрограмме в любую новостройку.
Почему я должен, как какой-то ссыльнопоселенец, стоять в очереди, чтобы получить еду и питьё? Понятно, что сейчас все средства идут на СВО, но неужели нельзя вспомнить о пенсионерах и не запирать нас по гостиничным каморкам?
С момента взрыва на улице Химиков прошло два месяца. Всё это время правоохранителями продолжается расследование уголовного дела, возбужденного ещё 7 февраля.
— В настоящее время расследование дела об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, продолжается, — сообщили Myslo в региональном Следственном комитете.
Согласно плану восстановления дома строительство нового подъезда планируют завершить в сентябре этого года. Получится ли уложиться в обозначенные сроки, покажет время. А пока людям остается только запастись терпением, ожидая долгого возвращения домой.
10:15, 18 ноября 2024 21
09:12, 15 ноября 2024 135
15:25, 12 ноября 2024 35
17:37, 13 ноября 2024 149
15:42, 12 ноября 2024 76
20:35, 14 ноября 2024 92
13:13, 17 ноября 2024 7
22:48, 13 ноября 2024 33
16:22, 12 ноября 2024 36
07:25, 18 ноября 2024 123
22:26, 13 ноября 2024 22
09:33, 15 ноября 2024 99
10:31, 12 ноября 2024 173
13:15, 15 ноября 2024 11
14:45, 18 ноября 2024 18