Археологи Государственного музея-заповедника «Куликово поле» проводят раскопки на поселениях у реки Мокрая Табола. Предметы, обнаруженные в непосредственной близости от места исторической битвы, подтверждают версию, что Дмитрий Донской не случайно привел сюда свои войска: ему было жизненно важно сохранить многовековые торговые традиции и связи.
Специалисты работают на объекте археологического наследия народов России — селище Себино-2.
В середине XIV века здесь велась оживленная торговля. Отсюда везли в Крым и Приазовье кричное железо, хлеб, пушнину. Из ордынских городов по Донскому пути в московские княжества поступали чугунные котлы, ременная гарнитура (наконечники ремней, пряжки), монетное серебро, бронзовые зеркала, поливная керамика с подглазурной росписью и другие товары.
По мнению руководителя археологической экспедиции, кандидата исторических наук, заместителя директора по научной работе Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Андрея Наумова, Дмитрий Донской неслучайно привел сюда свои войска:
- С одной стороны, ему было жизненно важно сохранить многовековые торговые традиции и связи. С другой стороны — это был край русской ойкумены, где проживало русское население и куда вели сухопутные дороги, соединявшиеся с Донским торговым путем. Великий князь шел проторенной дорогой, которая была известна до его рождения, и оборонял эти участки.
Находки на селище Себино-2 подтверждают предположения учёных. Найдена импортная ордынская бляшка для ремня из бронзы в виде красивого цветка, обнаружены обломки импортных ордынских котлов из чугуна. Артефакты дают понять, что в период бытования поселения его жители испытывали нехватку цветных металлов: почти все обнаруженные предметы — железные, даже нательный крест.
Незадолго до своей кончины основоположник современной археологии Куликова поля и Тульского края, исследователь Михаил Гоняный выдвинул и пытался доказать версию, что на месте современных оврагов у реки Мокрая Табола располагались проулки древних усадеб. Эта версия тоже нашла подтверждение:
- Если посмотреть на правый берег Мокрой Таболы сверху, можно увидеть массу врезов, овражков, которые спускаются поперек склонов к реке. Сначала мы думали, что это береговая эрозия, чисто природное явление. Но оказалось, что все не так просто: процесс спровоцировал человек. Если эти овражки лягут на планы отдельных усадеб, нам станет понятна их планировка, — сказал руководитель экспедиции музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Наумов.