В России за два месяца восемь банков лишились лицензий

Станет ли банк «Первый Экспресс» девятым или же в компьютерной системе банка действительно произошел технический сбой – этот вопрос пока остается открытым.

18:09, 24 октября 2013   4

За сентябрь и октябрь 2013 года Центральный банк лишил лицензий целых восемь банков по всей стране: североосетинский «Банк развития региона», тверской банк «КБЦ», московский ООО «Коммерческий банк «Национальный республиканский банк», банк «Пушкино», московские КБ «Трансинвестбанк» и банк «Басманный», махачкалинский «Бизнесбанк».

Естественно, когда такое количество банков лишают лицензий, у жителей начинается паника, когда отделения их банка вдруг перестают работать, а руководство кредитного учреждения успокаивает клиентов тем, что «в компьютерной системе банка произошел сбой».

Среди туляков прошел слух о том, что банк «Первый Экспресс» лишают лицензии. Однако на данный момент Центробанк эту информацию не подтвердил.

Мы решили разобраться, по каким причинам тот или иной банк могут лишить лицензии. Итак, для отзыва банковской лицензии существуют специальные основания, которые прописаны в ФЗ от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Банк России обязан отозвать банковскую лицензию в следующих случаях:

Банк России может отозвать банковскую лицензию (но не обязан это делать) в результате следующих нарушений:

На практике ЦБ чаще всего отзывает лицензии у банков со следующими формулировками: в связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Центробанка, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, а также неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.

Так что же делать в этой ситуации вкладчикам (так, на всякий случай)?

В России есть специальная система государственного страхования вкладов. Если банк, с которым вы сотрудничаете, является участником системы обязательного страхования, то можете быть уверены – ваши сбережения в безопасности. Исполнение функций данной системы возлагается на государственную компанию – Агентство по страхованию вкладов (АСВ).

Согласно ст. 11 (часть 2) Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» если банк обанкротится, АСВ дает вкладчикам гарантию возврата их денег полностью, если только сумма вклада не превышает 700 тысяч рублей. В соответствии со ст. 12 этого же закона при банкротстве банка АСВ обязуется вернуть клиенту его деньги через 14 дней после наступления страхового случая.

Как действовать вкладчику при отзыве лицензии у банка?

Если до вас дошла информация, что у банка, где хранятся ваши сбережения, начались проблемы с лицензией, тогда необходимо переходить к решительным действиям.

  1. Прежде всего нужно узнать наверняка, правда ли то, что у банка отзывается лицензия. Выяснить это можно несколькими способами: на сайте АСВ, на официальном сайте Центробанка РФ. А также вкладчик может посетить сайт своего банка, и если лицензия действительно отозвана,то страница будет заблокирована и ссылки будут вести на сайт АСВ.
  2. После наступления страхового случая вкладчик может обратиться в АСВ или банк-агент, который действует от имени АСВ, за возмещением средств в любое удобное для него время, но не раньше, чем через 2 недели после наступления страхового случая. Однако есть одно ограничение – нужно вложиться в срок, отведенный банку на конкурсное производство, который составляет 2 года. Однако в соответствии со ст. 10, п. 2 ФЗ РФ в порядке исключения (при тяжелой болезни, длительной командировке и т. п.) срок для обращения за страховым возмещением можно восстановить.
  3. Если указанный срок был пропущен, то следует потребовать возмещения по страховому случаю в АСВ. Для того, чтобы получить возмещение, понадобится заполнить специальную форму заявления и предоставить документ, который подтвердит вашу личность (в идеале это должен быть тот же документ, по которому открывался вклад). Если один их этих документов будет отсутствовать, это может послужить основанием для отказа в выплате возмещения. Кроме того, основанием для отказа может также послужить и то, что в реестре выплат банка не будет информации о вкладчике или то, что банк не сможет идентифицировать вкладчика из-за отсутствия информации об изменении его паспортных данных, имени и т. п.

Кроме того, после наступления страхового случая банк должен предоставить АСВ реестр обязательств. Агентство в свою очередь должно в течение 7 дней вывесить в банке и опубликовать в прессе объявление, где будет указано, куда могут обратиться вкладчики за страховым возмещением. Причем в течение месяца каждый вкладчик получает личное письмо из Агентства.

4 комментария

Читайте также

Полная версия