Сотрудники «Куликова поля» показали, как одевались тулячки времен царской России

А также рассказали, как поезда повлияли на губернские костюмы.

16:08, 13 апреля 2025   53

Фото Алексея Пирязева.

В Научном центре «Археология и реставрация» на этой неделе состоялась встреча с автором сборника «Приобуть, приодеть — так и есть на что глядеть», главным хранителем музея-заповедника «Куликово поле» Татьяной Наумовой. Книга стала продолжением двух выпусков — «Какова пряха, такова на ней и рубаха», изданного в 2017 году, и «И в пир, и в мир, и в добрые люди», вышедшего в 2019.

Презентация прошла в формате лекции с демонстрацией народного костюма. Гости смогли увидеть предметы из этнографической коллекции музея-заповедника, представленные в издании.

Каталог «Приобуть, приодеть — так и есть на что глядеть» посвящен верхней одежде и обуви, головным уборам и украшениям, которые носили на Руси вплоть до середины XX века.

— Верхняя одежда зависела от климатических условий того или иного региона, а также от материалов, из которых можно ее изготавливать. Для жителей территорий, расположенных рядом с Куликовым полем, характерна овечья шерсть как основной материал для создания одежды. Семье из 6 человек, чтобы обеспечивать себя полностью, нужно было держать стадо из 10 — 15 голов овец. В этом случае им хватало шерсти для вязания носков, чулок, ткачества и изготовления верхней одежды, — рассказала Татьяна Наумова. — Для одного носка необходимо было спрясть 250 г шерстки, на это уходил целый световой день. Представляете, насколько трудоемкой была работа!

Второй по важности для Тульской области материал, используемый для изготовления одежды, — конопля.

— Она росла тогда в каждом дворе. Из нее шился основной костюм, из семян делалось масло. Даже корни этого растения шли в дело, они использовались в качестве подстилки для животных. Благодаря этому скотина, говорят старожилы, меньше болела, а кроме этого было меньше неприятных запахов в сараях, — добавила главный хранитель музея-заповедника «Куликово поле».

Большую часть предметов, хранящуюся в фондовом собрании и представленную в каталоге «Приобуть, приодеть — так и есть на что глядеть», сотрудники музея-заповедника «Куликово поле» обнаружили в ходе этнографических исследований Тульской губернии. Также в богатой музейной коллекции есть вещи, имевшие распространение в Орловской, Липецкой, Курской, Воронежской и Белгородской губерниях.

Перед посетителями предстали подлинные музейные экспонаты — катанка, серяк, безрукавка и длиннорукавная душегрея, которую в прошлом носили жительницы Тульского региона.

Увидели участники встречи и «голопузку», характерную для Белгородско-Воронежского региона, и навершник, модный в губерниях центральных.

Также для обозрения была представлена обувь — от крестьянских лаптей начала ХХ века до мужских ботинок 1930-1940-х годов.

Одна из глав каталога «Приобуть, приодеть — так и есть на что глядеть» посвящена головным уборам. Татьяна Наумова объяснила, почему женщины в Тульской губернии обязательно покрывали головы. Считалось, что покрытая голова — признак зрелости и мудрости. Об этом рассказывает отрывок из каталога:

«Вот свидетельство П. И. Панкратовой, жительницы с. Монастырщино: „Вышла замуж — заплетали косы на голове, платок через голову. А сверху — еще платок, белый, у него большой сосок — угол. Все посымали косы, а мама так и ходила в косах: стыдно открывать голову, говорила“. Прасковья Ивановна рассказывает, что такое покрытие головы делало женщину взрослее, старше. Когда она однажды увидела маму при мытье головы без платка, она поразилась ее молодости. Надевали два платка при венчании. Многие женщины просили, чтобы и после их смерти голова непременно двумя платками была покрыта».

Исследователи отмечают, что образ жителей Тульской губернии был практически неизменен на протяжении долгих лет. До тех пор, пока не начало активно развиваться транспортное сообщение:

— Когда у нас появляется железнодорожное сообщение, налаживаются торговые связи, у нас случается полное проникновение одной культуры в другую. Именно по этой причине крестьянский костюм первой половины 20-го века уже полностью утрачивает свои архаичные черты. У нас есть в коллекции костюм от женщины, которая приехала из Арсеньевского района. Она утверждала, что именно этот костюм носила ее бабушка, будучи тоже жительницей Арсеньевского района. А по факту это оказался Рязанский костюм: бабушка ее родилась в Рязанской области, там вышла замуж, а уже потом переехала в Арсеньевский район Тульской области и привезла, конечно же, свою одежду, — пояснила Татьяна Наумова.

53 комментария

Читайте также

Полная версия