«Спасите тульский троллейбус!»: активист из Тулы уверен, что этому виду транспорта скоро придет конец
Туляк Николай Молчанов создал петицию в защиту троллейбуса и объяснил свою точку зрения.
18:30, 4 июля 2023 117
Николай Молчанов сам себя называет транспортным активистом-любителем. Проблемами тульского транспорта он занимается 4 года: раньше делал разборы темы в соцсети «ВКонтакте», теперь опубликовал пост в блоге «Народный журналист».
— Тула — прекрасный город, который в плане транспорта, увы, далеко не так прекрасен… — говорит Николай.
Николай провел целое расследование о тульском троллейбусе. Ему слово.
Старый тульский рогатый
Николай Молчанов
Обратимся к Максиму Дорофееву, он профессиональный транспортник и занимается восстановлением троллейбусов. Приведу цитату с сокращениями:
— Старые, высокопольные троллейбусы в России в основном представлены разновидностями модели ЗиУ-682. Верхняя часть кузова там меньше подвержена коррозии и допускает эксплуатацию с неоднократной заменой основания кузова как минимум до 40-45 лет (заводской кузов рассчитан на 10-12 лет эксплуатации без капремонта, и конкретные сроки зависят от того, чем в городе обрабатывают дороги зимой).
Современные низкопольные троллейбусы существенно отличаются от высокопольных. Заводские кузовы в среднем служат те же самые 10-12 лет. Но остается открытым вопрос, что будет потом, — пока массовых капитальных ремонтов низкопольников нигде не делают. И смогут ли сварщики в провинциальных городах переварить основание кузова низкопольной машины? [Подробный разбор — в посте «Низкопольный транспорт: мифы и реальность». — Прим. авт.]
Качество ремонта троллейбусов в нашем городе оставляет желать лучшего. До Тулы большая часть этих машин работала в Москве и никаких капремонтов не видела.
Те, кто каждый день ездит на троллейбусах, знают, в каком состоянии машины. Без слёз не взглянешь.
Того и гляди рассыплется на ходу, хотя удивительно, как с таким обслуживанием они этого ещё не сделали.
Вот и получается, что из всего подвижного состава троллейбусного депо относительно нормальными остаются только троллейбусы 2014 года (новейшие на данный момент, но в следующем году и их ресурс закончится). И то, это именно относительно: ржавчина на оконных стойках у них была еще три года назад.
Без капремонта никуда
Делать капитальный ремонт низкопольным троллейбусам умеют только в Петербурге и Краснодаре. Всё. Из имеющихся в Туле троллейбусов нет ни одного откапиталенного, а последняя именно тульская «капиталка» была сделана почти два десятка лет тому назад.
Вот и думайте, сколько протянет существующий парк троллейбусов.
Необходимо что-то делать! Точнее, начинать надо было ещё в 2021 году, когда поползли слухи о закрытии троллейбусов в Туле. А сейчас уже есть информация о закрытии 6-го маршрута троллейбуса как дублирующего 36-й автобус.
Из блога Николая Молчанова.
И действия городских властей прямо об этом и говорят: 26 мая было принято решение об усилении с 1 сентября этого автобуса и маршрутов троллейбуса № 1, 4, 7 суммарно на 5 единиц. Новость-то хорошая, но это если не брать в расчет то, что у тульского троллейбуса (и автобуса кстати тоже) нет ресурсов на усиление чего-либо без закрытия, — они даже закрыть существующие выпуски не могут, и это факт. Просто придите на любую остановку часов в 19-20 и подождите автобус МКП или троллейбус. Понаблюдайте с расписанием в руках…
Почему не автобусы?
Потому что «шило на мыло», только с выхлопом. Расчёты показывают: эксплуатация автобусов и троллейбусов обходится примерно одинаково. Да, по стоимости за 1 км пути троллейбус дороже: 137 руб. против 102 руб. у автобуса, но при этом троллейбус реже будет нуждаться в обновлении парка: 10 лет — нормативный срок его эксплуатации против 7 лет у автобуса. А при выполнении капремонта с продлением срока службы — то и вовсе 15-20 лет.
Автобусный парк нужно обновлять в два раза чаще.
Почему не электробусы? Все просто: даже если взять электробусы с зарядкой в парке по ночам (у них самый большой запас батарейного хода, но сама зарядка может длиться от 4 до 10 часов), придется под них всю электросеть города переделать так, чтобы в автобусный парк проходили более мощные энерголинии. Это колоссальные затраты.
К тому же у таких электробусов из-за более глубокого разряда батарей эти самые батареи быстрее «устают».
Есть также электробусы с зарядкой на остановках и конечных. Такие машины негативно влияют на энергосистему города не меньше: требуется организация подстанций на напряжение не менее 35 киловольт. Плюс из-за высокого тока заряда (а такому электробусу нужна ультрабыстрая зарядка) батареи «устают» еще быстрее.
Что нужно сделать?
Включаем симулятор директора МКП «Тулгорэлектротранс» при нормальных условиях жизни и попробуем прикинуть, что и как можно было бы сделать.
Начнем с подготовки благоприятной почвы для развития, а именно с подготовки инфраструктуры и выбора моделей для обновления парка. Да, именно выбора моделей, а не спуска их сверху.
Проблемы начинаются уже с инфраструктуры, а точнее — с контактной сети. У нас слова «капремонт» не знают не только троллейбусы, но и тяговые подстанции.
А провода? На проспекте Ленина от одноименной площади до ТулГУ контактный провод был собран просто-напросто из лоскутиков. Где-то метр, два, а где-то на метре по 2-3 стыка.
Распорки там, где их не должно быть, держатели всякие… И как там штанги массово не сходят?
- Начать замену контактной сети я предлагаю с маршрута № 2: поэтапно Луначарского — Октябрьская — Советская — проспект Ленина. После этого было бы здорово взять на испытания троллейбус БКМ 333 с валидаторами на поручнях или новую разработку завода Volgabus — троллейбус 5270Т «Пересвет» (плюс оснастить ее валидаторами).
- После замены контактного провода и ремонта тяговых испытуемые машины вывести на маршруты с целью обследования пассажиропотока.
- Внедрить систему оплаты проезда со входом во все двери и валидаторы на поручнях. Вход в первую дверь — это ужас и ад.
- После испытаний — принять решения по закупкам и закладывать в бюджет средства на закупку 40 троллейбусов большой вместимости (20 с автономным ходом и 20 — особо большой).
- К тому моменту новый мост через Упу от Курковой улицы к улице Фёдора Смирнова будет сдан. Я предлагаю 100%-дублирующий 36-й автобус 6-й троллейбус пустить по новому мосту и улице Луначарского вместо пробок по центру. Получаем с вами трассу маршрута Московский вокзал — улица Фёдора Смирнова — Курковая улица — улица Луначарского — Октябрьская улица — Московское шоссе — посёлок Горелки.
- Организовать новую совместную конечную для трамвая и троллейбуса на улице Максима Горького. Перенести ее на перекресток дальше в сторону Плеханово, организовать там диспетчерскую и отстои для трамвая и троллейбуса. Получаем готовый под потенциальную замену 42-й маршрутки троллейбусный маршрут: Московский вокзал — Красноармейский проспект — ГКЗ — Октябрьская улица — улица Максима Горького — улица Курковая.
- Вспомним планы по строительству троллейбусной линии к Менделеевскому посёлку. Направить туда только 2-й и 5-й маршруты, закрыв вопрос 54-й маршрутки, которая и сейчас непонятно для чего существует.
- В качестве заключительной меры для первого этапа предлагаю выкупить участок троллейбусного контактного провода от проспекта Ленина до трамвайного депо. Сейчас он висит просто для того, чтобы висеть. И первую часть — до улицы Дзержинского — мы задействуем в открытии нового направления. Предлагаю пустить троллейбус до ТРЦ «Макси» либо от Малых Гончаров, либо от Московского вокзала. Частично возрождаем трассу старого 10-го троллейбуса: Московский вокзал — Красноармейский проспект — Советская улица — ТРЦ «Макси».
Это лишь первая часть предложений туляка по сохранению и развитию троллейбуса в Туле. Он также создал петицию на имя губернатора Тульской области Алексея Дюмина об испытаниях нового троллейбуса БКМ 333 в Туле и сохранения троллейбуса в городе в целом.
10:15, 18 ноября 2024 21
14:01, 19 ноября 2024 120
09:12, 15 ноября 2024 140
14:45, 18 ноября 2024 18
12:45, 20 ноября 2024 148
11:15, 21 ноября 2024 14
13:13, 17 ноября 2024 8
17:54, 20 ноября 2024 28
18:25, 18 ноября 2024 160
07:25, 18 ноября 2024 123
09:13, 19 ноября 2024 94
19:07, 21 ноября 2024 32
16:16, 17 ноября 2024 58
09:33, 15 ноября 2024 100
13:15, 15 ноября 2024 11