В Новомосковске отреставрировали полуторку, поднятую со дна водохранилища: фото
В День Победы военный грузовик был выставлен на всеобщее обозрение в городском парке.
20:38, 10 мая 2021 11
В 2018 году в Новомосковском районе, недалеко от деревни Богдановка, со дна Шатского водохранилища поисковики подняли грузовик времен Великой Отечественной войны. Мы писали об этом здесь. Спустя три года, после масштабной реставрации ГАЗ-АА, легендарная полуторка выехала на улицы города. Обнаружили машину представители поискового отряда «Дон», а ее восстановлением занимался Алексей Юлин. Благодаря энтузиастам удалось восстановить полную боевую биографию грузовика.
В ноябре 1941 года 239-я стрелковая дивизия под командованием Г. О. Мартиросяна героически защищала Сталиногорск (южный соцгород, центр современного Новомосковска). Немцы методично уничтожали грузовики с топливом, боеприпасами и продовольствием, безжалостно расстреливали обозы с ранеными. Одна из машин автороты дивизии двигалась по льду Шатского водохранилища в сторону Серебряных Прудов. Неожиданно в центре водохранилища она попала под минометный обстрел фашистов.
По воспоминаниям местной жительницы, в машине приняли бой лейтенант и красноармеец. Их так и нашли на льду, с оружием в руках. Оккупанты не позволяли захоронить погибших. Однако уже через две недели по тому же льду Шатского водохранилища в Сталиногорск с севера ворвался 1-й гвардейский кавалерийский корпус генерала П. А. Белова при поддержке танков и «катюш». Тогда местные жители смогли похоронить геройский экипаж полуторки.
По всей видимости, машина простояла на льду до весны 1942 года и ушла под лед. Красноармейцы сняли с обстрелянного автомобиля двигатель и коробку передач.
В 2018 году подводная группа поискового отряда «Дон» проводила разведку Шатского водохранилища с помощью гидролокатора. Алексею Юлину удалось засечь объект на дне на глубине 9 метров. Вскоре дайверы обнаружили легендарный грузовик и обследовали его. Специально для подъема полуторки был построен плавучий кран катамаранного типа, и спустя 76 лет машина вновь увидела свет.
Кабина не сохранилась, так как была сделана из тонкого металла, а рама, передний и задний мосты, рессоры, карданная передача были в удовлетворительном состоянии. Кузов, сделанный из дубовых досок, сохранился очень хорошо. В некоторых узлах трансмиссии осталась смазка, которая законсервировала детали от коррозии.
Шины Ярославского шинного завода были в отличном состоянии, а в кузове машины лежали фрикционы от легкого танка. Алексей Юлин рассказал, что в процессе восстановления кузов был подвергнут консервации. Двигатель заказывали в Нижнем Новгороде. Все основные узлы автомобиля – кабина, подвеска, рулевое управление, ходовая часть – собирались заново. И вот 9 мая 2021 года, в 76-ю годовщину Великой Победы, легендарная машина снова встала в строй – правда, теперь уже в качестве музейного экспоната.
22:03, 9 ноября 2024 36
15:25, 12 ноября 2024 35
09:12, 15 ноября 2024 122
16:52, 9 ноября 2024 120
17:37, 13 ноября 2024 149
06:55, 9 ноября 2024 158
15:42, 12 ноября 2024 76
18:10, 11 ноября 2024 22
20:35, 14 ноября 2024 92
16:22, 12 ноября 2024 36
22:08, 10 ноября 2024 191
22:26, 13 ноября 2024 22
22:48, 13 ноября 2024 32
13:28, 9 ноября 2024 18
07:07, 9 ноября 2024 116