Что делать, если обманули в интернет-магазине: 5 типичных ситуаций с решениями

Роскачество совместно с Group-IB составили инструкцию о покупках товаров в интернет-магазинах. Будьте начеку!

14:00, 19 марта 2019   13

Фото pixabay.com

Что делать пользователям, если их обманули или ввели в заблуждение при покупке товаров в интернет-магазинах? При посещении сайтов, которые предполагают ввод персональных данных (ФИО, номер телефона, email, данные банковских карт и прочее), любой пользователь должен быть бдительным.

Даже если вы не сталкивались ни с одной из этих проблем, вам стоит вооружиться информацией и поделиться ею с близкими!

Ситуация 1

Александр купил и оплатил джинсы в интернет-магазине, однако, когда курьер их доставил, оказалось, что качество оставляет желать лучшего. Какие действия нужно предпринять?

Претензия будет носить досудебный характер урегулирования спора. Рекомендуется приложить к претензии копии документов, подтверждающих приобретение и оплату товара. Претензию необходимо отправить заказным письмом с уведомлением о вручении с целью подтверждения соблюдения претензионного порядка в суде.

Если недостатки выявлены уже после приемки товара, покупателю необходимо предпринять следующее:

Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и вернуть деньги в течение 10 дней. Он также не вправе удерживать сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или его частичного использования, потери им товарного вида или подобных обстоятельств (п. 5 ст. 503 ГК РФ; п. 27 Правил N 55).

Ситуация 2

Мария приобрела в интернет-магазине электроники смартфон в подарок, и только через пару дней было обнаружено, что он не воспроизводит звук. Какие действия ей необходимо предпринять, чтобы вернуть деньги за бракованный смартфон либо обменять его на исправный?

После приобретения более сложного и крупногабаритного устройства недостатки чаще всего всплывают уже в процессе эксплуатации. В отношении технически сложного товара (часы, телефон, телевизор, фотокамера, холодильник и т. д.) потребитель, в случае обнаружения существенных недостатков, вправе отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы. У потребителя также есть возможность предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.

Если прошло более 15 дней, а гарантийный срок по договору составляет менее двух лет, Мария также вправе заявить претензию продавцу, но в пределах двух лет. Существенный момент: Марии в этом случае предстоит доказать, что недостаток товара возник еще до того, как он был ей передан. Как правило, в качестве доказательства используется заключение, составленное экспертом, — Марии придется обратиться за экспертизой.

Но что делать, если продавец требует, чтобы Мария выплатила ему комиссию за возврат смартфона ненадлежащего качества (упаковка вскрыта, пленка с телефона снята)?

Продавец не имеет права требовать уплаты комиссии за возврат товара ненадлежащего качества. При возврате покупателю денежных средств продавец не вправе удерживать из них сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или его частичного использования, потери им товарного вида или подобных обстоятельств (п. 5 ст. 503 ГК РФ; п. 27 Правил N 55).

Даже если товар доставлялся курьерской службой, то при отказе получателя от товара, его возврат продавцу оплачивает сам продавец, который, в свою очередь, является заказчиком по договору с курьерской службой.

Девушка также может обратиться в Роспотребнадзор с жалобой на нарушение прав потребителя со стороны продавца, которая может послужить основанием для проведения внеплановой проверки, а также контрольной закупки соответствующих товаров. Такое обращение может явиться в том числе поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении (ст. 14.7, 14.8 КоАП РФ)

Ситуация 3

Алексею повезло меньше — он тоже оплатил покупку в интернет-магазине, однако товар ему вовсе не пришел, а продавец перестал выходить на связь. Что делать Алексею и есть ли у него шанс вернуть деньги?

Алексей составляет и направляет продавцу претензию с указанием даты заказа товара, способа оплаты, согласованную дату доставки, а еще — требование о возврате уплаченных средств и расчет неустойки на дату направления претензии.

В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

• передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;

• возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.

При этом потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков. В случае нарушения установленного срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю, продавец уплачивает Алексею за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.

Данные действия также можно квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК РФ).

По факту мошенничества необходимо обратиться в ближайший территориальный орган внутренних дел РФ с заявлением о совершении преступления в соответствии со ст. 159 УК РФ, ст. 141 УПК РФ. В рамках рассмотрения заявления будет проведена проверка сообщения о преступлении, по результатам которой будет принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ситуация 4

Юлия тоже совершила покупку в интернет-магазине, но товар ей так и не пришел, потому что продавец постоянно переносит сроки доставки. Что делать Юлии?

От непунктуального продавца Юлия вправе потребовать в форме письменной претензии либо передачи оплаченного товара в установленный им новый срок, либо возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. В обоих случаях Юлия вправе потребовать от продавца неустойку за несоблюдение сроков передачи товара.

Ситуация 5

Кирилл не знает, где он ввел свои платежные данные, но с его карты списались деньги. Как их вернуть?

Основная обязанность банка — информировать клиента о каждой операции, совершенной с использованием электронных средств платежа (ЭСП), путем направления клиенту уведомления в порядке, установленном договором с клиентом (ч. 4 ст. 9 Закон о национальной платежной системе — далее «НПС»). Если у вас внезапно списались деньги, направляйте уведомление оператору незамедлительно, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции. Иначе говоря, у Кирилла есть два дня для направления уведомления (ч. 11 ст. 9 Закон о НПС).

После получения банком уведомления клиента, он обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без его согласия (в соответствии с частью 11 статьи ст. 9 Закона о НПС).

Итак, действия Кирилла:

Если денежные средства были списаны со счета без согласия потребителя по вине банка, он вправе обратиться в суд с требованием о выплате процентов за неправомерное удержание денежных средств (п. 1 ст. 11, ст. ст. 395, 856 ГК РФ).

Если имеются подозрения в совершении противоправных операций со счетом, в частности кражи с него денежных средств, следует обратиться правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества (ст. 159 / 159.6 УК РФ).

Илья Лоевский, заместитель руководителя Роскачества:

Илья Лоевский

– Необходимо запомнить важное правило: оплачивать любые покупки в интернете необходимо только через проверенную платежную систему. Также очень важно убедиться, что платежная система на сайте является оригинальной (не поддельной копией). Далее необходимо сохранить информацию о факте оплаты (уведомление на почту, скриншот и иные способы).

Андрей Бусаргин, руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB:

Андрей Бусаргин

– Совершая покупки в интернет-магазинах или на других ресурсах, где пользователям нужно оставлять свои персональные данные, необходимо быть предельно бдительными. Чтобы не стать жертвой мошенников, приобретайте товары только в официальных интернет-магазинах. Проверяйте даты создания сайтов, где вы планируете совершить покупку, и название сайта в адресной строке. Не переходите по ссылкам в публикациях, посвященным скидкам или лотереям. Всегда нелишним будет изучить пользовательское соглашение. В нем могут быть описаны такие условия, как порядок передачи товара покупателю, момент возникновения права собственности на товар и прочее.

Инструкция составлена Роскачеством совместно с Group-IB, международной компанией, специализирующейся на предотвращении кибератак.

13 комментариев

Читайте также

10:59, 24 апреля 2024   29

Полная версия