Домашнее задание: время ограниченно

Myslo узнал мнение туляков – родителей, учителей, психологов, учеников – об инициативе министра образования РФ ограничить объём «домашки».

10:27, 5 марта 2015   153

На фото: ученицы тульской школы №15 Ангелина, Кира и их учитель Мария Егорова. Фото Максима Котенева.

Родители школьников всё чаще сетуют на то, что их дети до ночи сидят за учебниками, чтобы сделать домашнюю работу. Жалобы мам и пап услышали в Министерстве образования и науки РФ.

Дмитрий Ливанов, министр образования России:

Дмитрий Ливанов

Важно, чтобы не было так, что один день у ребёнка вообще нет домашнего задания, а другой день он вынужден сидеть допоздна. Из-за этого ребёнок не высыпается, появляется утомление, стресс и т.д.

Вот что предложило министерство образования и науки, чтобы снизить нагрузку на учащихся:

«Необходимо учитывать, что объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали:

Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий».

Первоклассникам, кстати, «домашку» сегодня и не задают – этого требуют Санитарные нормы и правила (раздел «Подготовка домашних заданий»). Но жалобы родителей на загруженность школьников самого разного возраста учёбой периодически поступают.

Алевтина Шевелёва, директор департамента образования Тульской области:

Алевтина Шевелёва

Такие обращения есть всегда. Всегда есть люди, которые очень довольны своим учителем, и люди, которые критикуют его работу. Можно сказать, что это «проза жизни». Я поддерживаю инициативу, по которой время на домашние задания нужно регламентировать. Конечно, школьники должны учиться самостоятельно искать информацию и  работать с ней, но мы не должны забывать, что это всё-таки дети. Представьте себе, около шести часов ребёнок занимается в школе, а потом ещё, в лучшем случае, 3,5 часа учится дома.

Учебный день ребёнка больше, чем трудовой день взрослого
человека.

Как отметил Дмитрий Ливанов, министр образования РФ, учителя должны быть готовы к тому, что для каждого из ребят нужно «индивидуализировать объёмы домашнего задания».

Каждый школьник будет получать своё задание? От чего будет зависеть его уровень сложности и как это возможно на практике? Не все родители понимают, как на деле можно реализовать эту идею:

– Интересно, как на практике будет выглядеть эта инициатива? – пишет Юрий Кан, пользователь Myslo.ru. – Можно ведь в законе написать, что все должны делать уроки за 40 минут, а на самом деле оставить всё как есть.

– Любой учитель должен проконтролировать на уроке, как дети сделали домашнее задание, – говорит Алевтина Шевелёва. – Педагог устраивает устный опрос или проводит письменный срез, таким образом происходит обратная связь со школьниками.
Если родителям кажется, что нагрузка на их детей слишком высока, приходите к учителям, поговорите с заместителем директора или непосредственно с руководителем школы. Я думаю, что все вместе вы сможете решить проблему, найти индивидуальный подход к ребёнку. Но если вдруг по каким-то причинам справиться с ситуацией не получилось, то приходите к нам, мы всегда поможем.

Департамент образования Тульской области: тел. 8(4872) 26-96-39, электронная почта: Alevtina.Sheveleva@tularegion.ru.

Предложение министерства образования и науки по ограничению времени, отведённого на выполнение домашних заданий, представлено в проекте постановления. Этот документ можно посмотреть на сайте regulation.gov.ru в разделе «Образование». До 4 марта этого года инициативу вынесли на общественное обсуждение. Затем проект могут пересмотреть – внести дополнения и поправки.

Школьники, родители, учителя и психологи о нагрузке на учеников:

Данила Абрамов, ученик 10 класса тульской школы №15:

Данила Абрамов

На самом деле делать домашнюю работу тяжело. Если я занимаюсь дома основательно, то  трачу в день около четырёх-пяти часов. В школе уроки заканчиваются в 14.00, 14.30, а потом вечером в 18.00 я снова сажусь за уроки. Так происходит, если мне не надо идти на другие занятия: дополнительно я хожу на курсы  в юридический колледж. В этом случае я заканчиваю выполнять домашнюю работу позже обычного.  Хожу также на секцию по кикбоксингу. Думаю, что все школьники выступят за то, чтобы им задавали меньше домашней работы.

Полина Щербинина, ученица 9 класса тульской школы №15:

Полина Щербинина

Если говорить о количестве заданий, которые нам задают на дом, то бывает по-разному: иногда задач и упражнений бывает даже мало, а иногда очень много. Лично я особо много времени выполнению домашней работы не уделяю. Чтобы сделать уроки дома, я трачу в день около трёх часов.  В основном у меня вызывают трудности задания по алгебре.
 Я поддерживаю такую инициативу. Надо ограничить время домашней работы. Правда, не очень понятно, как контролировать будут, сколько я потрачу времени на то, чтобы сделать домашние задания...

Татьяна Паукаева, мама второклассника:

Татьяна Паукаева

Мой ребёнок нормально справляется с домашними заданиями.  Мы вместе делаем уроки. Иногда долго, мучительно, но тем не менее всё выполняем.  Чтобы сделать домашнюю работу, мне приходится полдня провести в интернете, чтобы узнать, как объяснить ребёнку ту или иную тему. Я домохозяйка, у меня есть время на это.  А вот тем, кто работает, наверное,  сложнее: у них нет на это времени. В принципе, уровень школьной нагрузки меня устраивает. Не нравится мне другое – сама система образования. А точнее то, как в учебниках детям преподносится информация.

Ольга Гудкова, мама третьеклассника:

Ольга Гудкова

Мой ребёнок  сидит дома с уроками минут 20-30. Иногда может заниматься дольше, например, когда надо сделать домашнее задание по английскому языку. Но всё равно больше часа он не тратит на домашнюю работу.  Уроки он делает в основном сам. Почему так быстро справляется?  Ему легко всё даётся. Иногда сын делает  домашние задания прямо на уроке, если у него остаётся время. Я думаю, что  время выполнения домашней работы зависит от индивидуальных качеств ребёнка. Я знаю, что некоторые ровесники сына делают уроки по 2-3 часа.

Алексей Васильевич Пономарёв,  директор тульской гимназии №1:

Алексей Пономарёв

Бывает, что родители недовольны объёмом домашней работы детей. Иногда они считают очень большими задания, которые находятся в пределах программы обучения. Тем не менее есть учителя, которые не учитывают то, что у ребёнка должны быть выходные. Это нарушение! Иногда сами дети много занимаются, т.к. беспокоятся о своих аттестатах. Кстати, и учителя стараются дать детям больше знаний, опасаясь за результаты ЕГЭ. В этой ситуации удобным инструментом является электронный журнал, в котором прописаны домашние задания. Большинство родителей их смотрит,  проверяет их и администрация.

Анжела Харитонова, практический психолог:

Анжела Харитонова

Сколько ученик тратит на домашнюю работу,  зависит от его темперамента. Понаблюдайте за ребёнком. Кому-то лучше начинать с гуманитарных предметов, а потом выполнять математику, кому-то наоборот. Если у младшего школьника гиперактивность, дефицит внимания, то без контроля родителей с заданиями ему будет справиться сложно.  Между выполнением уроков дома обязательны «переменки». Но физкультминутки не должны перевозбуждать ребёнка или «грузить информацией». Поэтому исключите в это время просмотр телевизора и компьютерные игры.

Татьяна Максименко, учитель начальных классов гимназии №20:

Татьяна Максименко

Заниматься надо так, чтобы у ребёнка не возникло отвращения к учёбе. В нашей гимназии всё по правилам: в 1-м классе домашних заданий нет, во 2-3 классах они рассчитаны на 1,5 часа, в 4-м классе – на два часа, не больше. Везде нужна мера! Но не всегда учителя её соблюдают! Иногда мало успевают на уроках, а всё, что не успели, задают на дом. Это неправильно! Большую часть материала надо проходить на уроке. Также часто родители по собственной инициативе занимаются с детьми дома,  при этом иногда перегружают ребёнка. Тренироваться, конечно, можно, но в меру!

Инна Щербакова, уполномоченный по правам ребёнка в Тульской области:

Инна Щербакова

Ко мне поступают жалобы на то, что дети не успевают делать домашнюю работу, находясь в группе продлённого дня. Возможно, нет достаточного контроля со стороны администрации школы или же причина в нечётко поставленной перед  учителями задаче. Смущает то, что по инициативе министра учитель должен давать домашние задания с учётом особенностей каждого ребёнка. Мне кажется, это сложно будет воплотить в жизнь, так как в этом случае для каждого школьника необходимо будет составлять индивидуальный образовательный маршрут.

 

153 комментария

Читайте также

Полная версия