В ТулГУ стартовал цикл лекций по направлению «бизнес-аналитика»

Спикером выступил руководитель отдела разработки ПО департамента разработки программного обеспечения компании «Смартек».

18:30, 12 октября 2023

erid: 4CQwVszH9pUmpja9PDM

11 октября в Тульском государственном университете стартовал цикл лекций по направлению «бизнес-аналитика» для участников реализуемого в вузе проекта «Цифровая кафедра».

Выпускник Института высокоточных систем им. В. П. Грязева, а ныне руководитель отдела разработки программного обеспечения департамента разработки программного обеспечения компании «Смартек» (Тула) Владимир Владимирович Фризен прочитал студентам лекцию «Введение в бизнес-аналитику: вход в профессию».

Предваряя своё выступление, спикер задал ребятам на первый взгляд очень простой вопрос о том, для чего создаётся бизнес. Не заставивший себя долго ждать ответ, к сожалению, оказался неверным. Бизнес, подчеркнул Владимир Владимирович, создаётся не ради прибыли. Ну а если человек создаёт его только ради неё, то прибыли как таковой он не добьётся.

На самом же деле бизнес создаётся ради того, чтобы решать чьи-то проблемы. Иными словами, нужно предложить людям то, за что они готовы заплатить свои деньги. А для успешного бизнеса необходимы потребность, которую чья-либо деятельность будет удовлетворять, компания, которая будет это делать, и организация бизнес-процессов внутри неё.

Что такое бизнес-процессы, гость объяснил на примере бизнеса, суть которого заключается в доставке товаров. Так вот, основными бизнес-процессами здесь выступают получение информации о заказе, определение местонахождения товара и заказчика, получение, транспортировка и передача товара заказчику, оплата, ведение бухгалтерии и периодическая отчётность перед государственными органами, ремонт и обслуживание транспорта.

Допустим, что ведёт такой бизнес условный Демид. И вдруг он понимает, что работает, старается, вкладывает душу, а прибыль не растёт или вообще падает. И в такой ситуации ему на помощь спешит бизнес-аналитик. Назовём его Борисом.

Бизнес-аналитик, как следует из названия, анализирует бизнес. Борис устанавливает все взаимосвязи, собирает информацию о том, как что работает, используя метрики (показатели).

И вот тут мы снова подходим к вопросу о прибыли. И… опять не попадаем в яблочко. А всё потому, что прибыль не является самой главной метрикой. Для неё характерны неспецифичность, неоднозначность и значительная инерционность. Ведь бывает же так, что средний чек вырос, а прибыль — нет.

Поэтому бизнес-аналитику нужно определять ключевые, дополнительные и несущественные метрики. А ещё обязательно учитывать, что разные процессы точно так же, как и разные компании со схожим бизнесом, могут иметь разные метрики.

Наш бизнес-аналитик Борис ищет выход из data hell (информационного ада). В его задачу входит анализ процесса, организация системы сбора метрик и данных, определение точек роста.

Кроме того, бизнес-аналитик проводит глубинное интервью, с помощью которого выявляет, чем довольны и недовольны пользователи (клиенты, покупатели). А они подразделяются на три группы: постоянные, новые и ушедшие. Так вот последние и составляют самую сложную, но наиболее ценную в плане информирования группу. Бизнесмен Демид их уже потерял, и они готовы рассказать, что заставило их уйти. А Борису систему сбора обратной связи надо продумывать заранее.

Выводы и результаты, продолжил гость, — ещё одна работа бизнес-аналитика. Данные желательно визуализировать, предложения чётко и ясно сформулировать и всё это представить руководителю. Важно знать, что решения принимает менеджер (руководитель), а не бизнес-аналитик. От последнего требуется аргументированно ответить на любые уточняющие вопросы. И о том, что бизнес-аналитик свою работу выполнил хорошо, как раз и будет свидетельствовать та самая прибыль в будущем, о которой говорилось раньше, и динамичное развитие компании.

Таким образом, повторил спикер, основными обязанностями бизнес-аналитика являются сбор информации, определение бизнес-процессов, анализ данных и их визуализация, выводы и рекомендации. 

Особое внимание Владимир Владимирович уделил личным качествам бизнес-аналитика. Их довольно много, а потому гость остановился на главных. Это математический склад ума, хорошее владение математическим аппаратом, творческое мышление, креативность, умение быстро погружаться в предметную область, грамотность, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект (эмпатия), soft skills, дисциплинированность, активность и внимание к деталям.

Все эти качества, подчеркнул выступающий, можно воспитать в себе. Было бы желание. При этом важно понимать, что бизнес-аналитика — это творческая работа, однако, в отличие от творческой личности, бизнес-аналитик не может позволить себе находиться в ожидании вдохновения. Ему надо сразу же включиться в процесс.

Бизнес-аналитик активно взаимодействует с заказчиком (руководителем), пользователями продукта, командой разработчиков и смежными отделами. И технический бэкграунд для бизнес-аналитика обязателен.

Владимир Владимирович Фризен рассказал студентам о функционале системного аналитика и аналитика данных.

После своей лекции он ответил на интересующие ребят вопросы.

Текст Татьяны Крикунковой. Фото Михаила Гиндина.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ». Реклама.
Читайте также

Полная версия