В экспозиции представлено 78 иллюстраций художника к «Божественной комедии» Данте Алигьери. За эти дни выставку успели посетить многие, а 13 января в Тулу приехал сам хозяин коллекции искусствовед Артём Суслов и провел несколько экскурсий для посетителей.
Его экскурсии пролили свет на историю коллекции, но и оставили после себя вопросы. В особенности тот пункт, где и как молодой человек самостоятельно смог приобрести коллекцию, которая оценивается международными аукционами в десятки тысяч долларов.
Муslo заинтересовался этим вопросом и выяснил несколько интересных фактов.
Помимо Тулы выставки иллюстраций к юбилейному изданию «Божественной комедии» Сальвадора Дали прошли в нескольких российских городах и в Белоруссии. Картины прибыли из Франции. Нынешний владелец – Артём Суслов — приобрел их на парижском аукционе личных вещей Марины Влади и Владимира Высоцкого.
Также в феврале 2018 года аналогичная выставка проходила и в Минске. Ее куратор Ольга Клип говорила, что картины привезены из Франции, но предоставил их итальянский коллекционер, купивший всё собрание у парижских галеристов за $350 тысяч.
Получается, речь идет уже о двух коллекциях из Франции с разными владельцами и разной стоимостью. Как так?
Оказалось, обе коллекции действительно существуют.
Марине Влади и Владимиру Высоцкому действительно принадлежали иллюстрации к юбилейному изданию «Божественной комедии», но это были литографические* копии. Эти работы не менее ярко передают красоту произведений Дали, но являются всего лишь репродукциями знаменитых ксилографий** и стоят в разы дешевле, чем оригинальные. Их и купил на аукционе Артём Суслов, а теперь представляет тулякам в художественном музее.
На фото искусствовед Артём Суслов.
А знаменитые на весь мир 100 ксилографий Дали действительно принадлежат известному итальянскому искусствоведу и коллекционеру Понтальти. Их выставка завершилась в Москве несколько дней назад.
**Ксилография – это особая художественная техника, в которой вместо кисти используются деревянные или стальные дощечки.
*Литография — специфический вид графической печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу, здесь автор ничего не рисует, это скорее аналог современного штампа печати.
С ксилографии можно сделать литографический отпечаток. Репродукции иногда бывает непросто отличить от оттиска с оригинальной доски. Это особенно относится к оттискам, хотя и сделанным с авторской доски, но низкого качества печати.