Замена полным ходом
С начала 2022 года все приборы учета электроэнергии, которые устанавливают жителям, должны быть интеллектуальными — то есть иметь возможность подключения к интеллектуальной системе учета. Кроме того, все затраты по установке, поверке приборов учета и их дальнейшей эксплуатации в многоквартирных домах несет гарантирующий поставщик, а сами «умные» счетчики абонентам устанавливают бесплатно.
В Тульской области программу по замене приборов учета на интеллектуальные реализует «ТНС энерго Тула». Средства на замену приборов учета выделяет сам гарантирующий поставщик и правительство — для этого существует инвестиционная программа на 2021−2023 годы.
Ольга Макеева, директор по развитию «ТНС энерго Тула»:
Ольга Макеева
— Реализацию интеллектуальной системы учета в регионе мы проводим планомерно: в 2021 году были закуплены и установлены серверы и программное обеспечение, необходимые для работы, а уже в этом году приступили к установке «умных» счетчиков потребителям. До конца 2022 года мы планируем довести число установленных приборов учета до 5000.
Работа ведется комплексно: в первую очередь определяются многоквартирные дома, где приборы учета выработали ресурс или вышли из строя, после чего осуществляется их замена. В 2023 году «ТНС энерго Тула» планирует установить около 7−8 тысяч приборов.
Кому устанавливают новые «умные» счетчики?
Приборы учета заменят или установят по тем адресам, где:
- на 1 января 2022 года счетчиков не было;
- у старого счетчика закончился межповерочный интервал, и дальнейшей поверке он не подлежит;
- прибор учета неисправен;
- в других случаях, когда замена счетчика необходима.
В противном случае счетчик исправен, и клиенты могут продолжать его использовать.
Чаще всего гарантирующий поставщик меняет приборы учета бытовым потребителям, проживающим в многоквартирных домах. Юридические лица могут обратиться за заменой в «ТНС энерго Тула» в том случае, если помещения, в которых они расположены, подключены к внутридомовой электрической сети. Оснащают интеллектуальными приборами учета и новостройки: это делают застройщики, которые также устанавливают «умные» счётчики за свой счет, а потом передают их на баланс энергосбытовой компании.
Какие плюсы у «умных» счетчиков?
- В отличие от счетчиков старого образца новые приборы учета автоматически передают показания в ресурсоснабжающую организацию в одно и то же время и в полном объеме. Так, потребители могут забыть о своевременной передаче данных и о квитанциях, рассчитанных по среднемесячному потреблению или нормативу.
- Учет электроэнергии точный и прозрачный.
- Интеллектуальный прибор учета в том числе фиксирует факты перепадов напряжения, что позволяет проводить детальную диагностику сети и снижения пиковых нагрузок. А если в случае внезапного отключения электроэнергии у потребителя сгорит бытовая техника, сведения, сохраненные прибором, помогут абоненту восстановить справедливость.
- Потребитель с помощью «умных» счетчиков может удаленно посмотреть все детали своего потребления электроэнергии — даже может проверить, действительно ли он выключил утюг: прибор покажет объем потребления в реальном времени.
Как не нарваться на недобросовестных подрядчиков и не потерять деньги?
Еще раз напомним, что «умные» счетчики тулякам устанавливают бесплатно. К сожалению, не все потребители это знают, чем и пользуются недобросовестные организации, которые навязывают жителям установку новых счетчиков за деньги. Конечно, потребитель имеет право самостоятельно, за собственный счет, установить прибор учета. Поэтому назвать такие организации мошенниками в полной мере нельзя. Но то, что они недобросовестно подходят к ведению своего бизнеса, — без сомнений.
Стоит отметить, что подобные недобросовестные организации «мониторят» объявления на подъездах о заменах или поверках приборов учета и могут прийти на день раньше. Жители готовы к замене счетчиков, они предупреждены («Ну, подумаешь, на день раньше пришли...»). Однако счетчики жителям в этом случае меняют за их же деньги. Именно поэтому стоит всегда проявлять бдительность!
Сейчас у «ТНС энерго Тула» есть две официальные подрядные организации, которые легитимно устанавливают приборы учета: ООО «СпецЭкономЭнерго» и ООО «Глонасс-Т». Именно они выполняют комплекс работ по проектированию, созданию системы учёта или установке/замене приборов учёта в многоквартирных домах, а также обеспечивают их присоединение к интеллектуальной системе учёта электрической энергии.
Кроме того, есть перечень подрядных организаций, которые могут проводить поверку счетчиков электроэнергии. Метрологические услуги по поверке приборов учета и вводу/допуску в эксплуатацию приборов учета выполняют ООО «ЭнергоПромРесурс», ООО «МЦМО», ООО «Энертест», ФБУ «Ростест-Москва», «Оранж технолоджи». Эти организации легитимны.
- В планах — снабжать объявления о предстоящем визите подрядчиков для замены счетчиков QR-кодами, — поясняет Ольга Макеева. — Жители смогут считать этот код камерой смартфона и узнать всю информацию о подрядной организации — название, контакты. Это даст достоверные сведения и сведет к минимуму риск вмешательства посторонних недобросовестных организаций. Чем грозит покупка счетчика у сторонней организации? Катастрофы нет, просто потребитель потратит свои деньги, а мог бы получить прибор учета бесплатно.
За недопуск в квартиру повысят платёж
Если подлежащий замене прибор установлен на лестничной клетке, подрядчики «ТНС энерго Тула» могут заменить его самостоятельно, присутствие жителей не требуется.
Если счетчик расположен внутри квартиры — заменить его без доступа в жилье не получится. В некоторых случаях энергетики сталкиваются с проблемой, когда жители не пускают специалистов в квартиру. Это касается тех потребителей, приборы учета которым меняют по спискам и заранее уведомляют о замене.
— Причин недопуска в квартиры несколько, — говорит Ольга Макеева. — Во-первых, некоторые жители опасаются представителей недобросовестных организаций. Однако не желают открывать двери энергетикам и те, кто не хочет платить за электроэнергию в полном объеме, — те, кто живет без счетчиков и платит по нормативу.
Против такого подхода у энергетиков тоже есть прием: в случае двукратного недопуска в квартиру оформляется соответствующий акт, и тогда к абоненту будет применяться повышающий коэффициент по оплате электроэнергии, что существенно увеличит цифру в платежках.
Зависит ли вид прибора учета от того места, где он будет находиться, — в квартире или на лестничной клетке?
— Зависит исключительно размер. Интеллектуальный прибор учета крупнее обычного. Поэтому если стандартный прибор учета потребителю в квартире установить невозможно, ему установят компактный «умный» счетчик. В противном случае ему установят один из нескольких видов «умных» счетчиков стандартного размера.
Насколько хорошо ИПУ защищены от мошенничества?
— Факт любого вмешательства в работу интеллектуального счетчика в «ТНС энерго Тула» сразу заметят: это видно в программе. Специалисты выедут на место и проверят поступивший сигнал. Магниты и прочие ухищрения на новые приборы учета не действуют. Это электроника: «умный» счетчик можно только перепрограммировать, но это непросто, а попытка вмешательства сразу будет замечена.
Почему кажется, что интеллектуальные приборы учета насчитывают больше?
— Это не так. Такие счетчики точнее и «замечают» абсолютно всю потребленную электроэнергию, в отличие от приборов старого образца, которые имели большую погрешность.
Что делать, если прибор сломался?
— Новые счетчики надежны в использовании. Однако если с прибором что-то случилось, абоненту нужно сообщить об этом в «ТНС энерго Тула» — позвонить на горячую линию или написать заявление. Прибор заберут на диагностику, а потребителю на время установят другой счетчик из подменного.
Есть вопросы? Обратитесь в клиентский офис или позвоните в контактный центр «ТНС энерго Тула».
Единый контактный центр —