Почему подаренные Туле трамваи сразу не выпускают на линию: репортаж из депо
Myslo посмотрел, как выглядят привезенные в Тулу вагоны, и узнал, как их готовят к выходу в город. Спойлер – это реконструкция.
18:15, 9 ноября 2022
117
В этом году Туле передали 29 вагонов б/у из Москвы и Таганрога. Почему именно оттуда? В Москве по программе модернизации трамваи меняют на новые местные власти, в Таганроге другая история: там весь электропарк отдали в концессию коммерческой организации, которая теперь модернизирует трамвайную инфраструктуру.
А бывшие в употреблении вагоны из этих двух городов безвозмездно отдали Туле. Эти трамвайчики, конечно, не новые, но и не такие старые, как у нас: значительная часть тульских трамваев — это вагоны 30+. Для трамвая это много. А те вагоны, которые безвозмездно нам передают, моложе — им около 12 лет, они технологичнее и удобнее для пассажиров, идут более плавно, и в салоне теплее.
Всего в этом году из этих 29 вагонов подготовят и выпустят на линию 10 вагонов. Пять трамваев уже работают на линии, еще два проходят техническое обслуживание.
Недавно в соцсетях туляки упрекнули администрацию, что вагоны из Таганрога и Москвы переданы нам давно, но на линию они почему-то не выходят. Оказалось, тому есть причины.
Myslo отправился в трамвайное депо, чтобы посмотреть, как чувствуют себя «приезжие».
…В депо вовсю кипит работа. Два вагона без колес готовят под покраску. Если быть совсем точными, то трамваи разбирают практически полностью и «подгоняют» под наши условия — в Таганроге, Москве и Туле разный профиль путей. И если этого не сделать, это грозит постоянными сходами.
Директор МКП «Тулгорэлектротранс» Алексей Марушкин:
Алексей Марушкин
- Это дело трудоемкое. Мы подвешиваем вагон, снимаем с него колесные тележки, бандажи, протачиваем и подгоняем под наш профиль. Перед выпуском на линию необходимо также убедиться в исправности всех систем трамвая. Смотрим все узлы и агрегаты — полное ТО. Вагоны проходят проверку на соответствие требованиям безопасной эксплуатации, а именно: мы проводим ревизию оборудования ходовых тележек (это тяговые двигатели, тормозная система), исправность систем оповещения пассажиров, проводов дверей, сигнала к водителю.
Затем трамвай проходит обкатку и только тогда выходит на улицы города.
Кроме того, Таганрогским вагонам необходима покраска и кузовные работы: с них полностью счищают старое покрытие и заново красят.
На подготовку одного вагона уходит от 2 недель до 2 месяцев и 300−400 тысяч рублей: детали «Тулгорэлектротранс» закупает на средства своего бюджета.
Получается, что в таком виде, в котором трамваи приезжают в Тулу, выпускать их на линию нельзя. Директор трамвайного депо Кирилл Куршев рассказывает:
Кирилл Куршев
- Критичного ничего нет, эти трамваи явно лучше. Мы просто подгоняем их под наши условия и смотрим, где нужно что-то заменить: где-то сиденья в салоне, где-то песочницы [ёмкости с песком в районе колес для помощи трамваю в торможении. — Прим. ред. — Так что из трамвая песок сыплется не потому что он стар, а потому что так по технологии положено. — Прим. Myslo], короба отопителей проверяем, электрику. Главное — подогнать бандажи, чтобы подходили к нашим путям. Например, московские трамваи к нашим путям не подходят. «Перебираем» вагоны своими силами: этот транспорт в автосервис не загонишь.
Кроме того, на новых трамваях нужно еще научиться ездить и обслуживать их. Поэтому работники «Тулгорэлектротранса» отправляются на стажировку. 4 водителя поехали учиться в Москву, а 4 специалиста по ремонту и обслуживанию вагонов — по профилю в Коломну.
Не проще ли купить новые вагоны?
Руководитель Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации Тулы Дмитрий Ярцев признается: «Конечно, проще, но мы по такому пути не идем» — дорого. Тем не менее новые вагоны Тула закупит, целых 17 штук [Myslo написал об этом здесь].
Но однозначно понятно, что трамваю в Туле быть. Сейчас в городе на линию выходят 63 вагона, 29 мы получили в подарок, 17 вагонов муниципалитет закупит в следующем году. Получается, что трамвайный парк обновится на две трети.
Дмитрий Ярцев
- Трамвай нужен. В некоторых субъектах России от него отказались, но потом снова вернули. Приведу в пример Тверь: там полностью ликвидировали трамвайное движение и депо в 2019 году. И сейчас они строят новую концепцию стоимостью 5 млрд рублей, которая подразумевает всего два трамвайных маршрута и одно небольшое депо. Поняли, что без трамвая плохо. Города, которые от трамвайного движения отказываются, потом все же приходят к мнению, что нужно его возрождать, просто подойти к этому с умом и переформатировать, адаптировать к новым условиям.
- Что такое трамвай? Это фактически наземное метро со своими преимуществами — скоростью и комфортом. И пассажиропоток у него хороший. Там, где у нас трамвай идет вместе с другим транспортом, вагоны, конечно, не такие полные. А вот по выделенным линиям — Щегловская Засека, юг Тулы, Мясново и другие — пассажиров реально много.
Для сравнения: в среднем в год на 120 автобусах перевозят 16,5 млн пассажиров, а на 63 трамваях — 13 млн.
Ну что, традиционный вопрос: а вы за трамвай или нет? Пишите в комментариях!