Жители Харьковской области: После пережитого ужаса счастливы, что снова вместе
Сергей Мальцев немногословен, когда вспоминает о последнем дне, который он провел в селе Забавном Харьковской области.
09:00, 9 июня 2022 66
Только оперативная помощь российских военных и профессионализм медиков позволили мужчине сегодня находиться рядом со своей семьей. Но теперь уже в Туле.
- Было тихо, когда я вышел на огород чеснок прополоть. Внезапно начался обстрел. Снаряд упал метрах в семи от меня. Осколки как дождь со всех сторон. Я за голову сначала схватился, ощупал — ничего вроде, только царапина. А на грудь смотрю, а оттуда пар. Собака была рядом — погибла, — вспоминает Сергей.
Это произошло 7 мая — в день рождения младшей дочери Сергея и его матери. На тот момент семья Мальцевых уже больше месяца как покинула родное село Каменка и перебралась в дом к младшей дочери.
- Мы все были в подвале, а муж на улице. Он пришел в подвал весь в крови. И при каждом вздохе из него шла кровь, — рассказывает Наталья Мальцева. — Мы не знали, что делать. По счастливой случайности несколько российских военных пришли за водой к колодцу. Они погрузили мужа в КамАЗ и повезли его в Изюм. Там передали скорой, медики остановили кровотечение. А потом на вертолете дальше — в Валуйки Белгородской области. Очнулся он уже после операции. В реанимации провел 8 дней. Бог его сохранил: у него были пробиты оба легких, осколки вытаскивали из головы, шеи, живота и бедра.
Спасибо докторам и всем, кто помог. Мой муж остался жив. У него теперь два дня рождения — второй 7 мая.
На линии огня
От обстрелов прятались Мальцевы в подвале у соседей. Спасала печка-буржуйка.
- Первое время еще можно было выходить и готовить еду, коров доить. Потом стало невозможно. Русские со стороны Изюма стреляют, а украинцы со стороны Славянска. А мы между ними.
Даже в Великую Отечественную войну людей увозили с линии фронта, вспоминает Наталья рассказы своей бабушки. В этом же случае украинские военные только один раз, когда Мальцевы еще были в Каменке, предложили уехать за семь километров до соседнего села. Но смысла в этом не было. Там тоже линия фронта. Люди оказались в эпицентре боевых действий.
Жили-были дед да баба
- Деда звали Сережа, а бабу Наташа. И был у нас двухэтажный дом, летняя кухня, сарай — коров держали, гараж, машина, огороды. Все было. Жили небогато, но хватало на себя, да еще и детям помочь. И в один миг я стала бомжом на старости лет. Дом, гараж, сарай, летняя кухня — все было сделано руками Сережи, единственно крышу помогал муж сестры крыть. Все это было нажито таким трудом, что потерять в один миг — это уму непостижимо. Когда снаряд попал в дом и загорелся, я не видела. Если б я видела, сошла с ума. У нас ничего больше нет. Машину во дворе разворотило тоже. Я сейчас, как старуха у разбитого корыта, — плачет Наталья.
Какое-то время семья оставалась в Каменке. Еще стоял сарай, летняя кухня — последний оплот надежды: хоть что-то уцелеет и можно будет начать на этих обломках строить жизнь заново.
- 20 марта решили, что коров больше не будем доить — это опасно, животные пугаются взрывов, брыкаются. А в темноте в сарае не видно ничего. И в тот же день прилетел снаряд. И у нас не стало больше ни сарая, ни коров, ни кухни, — вспоминает Наталья.
Успели картошку посадить
На следующий день Мальцевы отправились пешком в Изюм, к старшей дочери.
- Автомобильные мосты все были разбиты. Оставался один пешеходный. Ну как оставался — просто набросаны доски, двери, решетки какие-то. Не знаю, как я перешла. Очень боюсь высоты, но тогда как-то смогла пройти по остаткам моста, — вспоминает со слезами на глазах Наталья. — Уже в Изюме позвонили дочери, и зять приехал за нами. В Забавном поначалу было тихо, мы даже картошку на огороде посадили, перепелов ездили продавать на рынок. Так продолжалось до тех пор, пока украинские войска не нащупали, что за селом стоят российские войска. Тогда вообще начался ужас. Украинцы стреляли наугад. Дочь тоже все потеряла. Они купили дом, чтобы заниматься бизнесом, держали перепелов-бройлеров, кур, нутрий. Часть птицы погибла под обстрелами. Когда мы уходили, сказали соседям, чтобы забрали все, что хотят.
Добрые люди
- До сегодняшнего дня мы не встретили ни одного плохого человека. Русские военные, когда узнали, что у нас дети, везли нам буквально все: конфеты, сгущенку, на село привезли КамАЗ с соками, тушенкой, крупами. Было столько всего, что всем жителям села столько и не нужно. И все это в такое время! Я в обычное не могла позволить себе покупать эту тушенку, а тут ее бесплатно раздавали. Один из солдат, Дима, не помню, откуда он был, с такой заботой к нашей 5-летней Богданке относился — она очень похожа по фотографии на его дочь. Конфеты все приносил ей. Дочку младшую с тремя детьми из Каменки вывезли русские военные.
Я очень благодарна, что они забрали детей и внуков оттуда, потому что одному Богу известно, что было бы с ними.
Из Забавного семья отправилась на поиски Сергея. Знали, что он в Белгороде в госпитале.
- В Белгороде нас приютили в лагере для беженцев. Кормили хорошо, помогли узнать, в каком госпитале муж находится. Разрешили пожить в лагере до тех пор, пока его не переведут в реанимацию. Слава богу, все обошлось. Волонтер Катя — человек золотой души, она мне за свои деньги купила кое-какую одежду, вообще она нам столько сделала хорошего, что я за нее и ее семью буду до конца дней молиться.
«Бухи» из стразиков
В Тулу Мальцевы приехали 20 мая. Наталья рассказывает, что Богданка только сейчас начала отходить от пережитого.
- Когда мы ехали в лагерь под Белгородом, под вечер загорелись фонари вдоль дороги. Богданка увидела их и с таким удивлением говорит: «Мама, здесь даже фонари горят!» Мы столько сидели без света, что ребенок уже думал, так будет всегда, — говорит Наталья.
Это «бух» из стразов — снаряд летит, попадает в цель и получается «бух».
- Она на чехол моего телефона наклеила стразы и сказала, что вот тут прилеты, а вот это — «бух». Дети понимали по звукам, летит к нам или от нас, — добавляет Ирина, старшая дочь Натальи.
Воссоединение
Сергей Мальцев приехал в Тулу 1 июня. Говорит, что сейчас чувствует себя нормально. Хотя все относительно: для извлечения осколков ему вскрывали грудную клетку, поэтому сейчас еще тяжело дышать. Шрамы тоже дают о себе знать.
- Главное, что мы снова все вместе, — говорит Наталья. — Сейчас мы оформляем документы — это единственное, что мы забрали из дома. Поэтому тут никаких проблем нет. Чуть позже будем думать по поводу работы. Сейчас же мы просто счастливы, что все живы и здоровы.
14:01, 19 ноября 2024 120
10:15, 18 ноября 2024 21
09:12, 15 ноября 2024 140
14:45, 18 ноября 2024 18
12:45, 20 ноября 2024 149
11:15, 21 ноября 2024 14
13:13, 17 ноября 2024 8
17:54, 20 ноября 2024 28
18:25, 18 ноября 2024 160
07:25, 18 ноября 2024 123
19:07, 21 ноября 2024 33
09:13, 19 ноября 2024 94
16:16, 17 ноября 2024 58
09:33, 15 ноября 2024 100
13:15, 15 ноября 2024 11