«Проявление»: в аптекарском подвале открылось новое культурное пространство
Место, где снимки из обычных семейных альбомов обретают историческую ценность.
15:15, 26 января 2025 14
Выставочный зал, лекторий и кабинет для работы с семейными архивами — все это теперь доступно для посетителей в цоколе Дома Белявского (пр-т Ленина, 27, цокольный этаж). Открытие состоялось 25 января.
Центральным событием стал вернисаж выставки «Проявление», которая стала итогом одноименного проекта по изучению семейных архивов туляков.
— У кого-то дома может храниться пожелтевшая фотокарточка, которая имеет огромное историческое значение, — говорит сотрудник Тульского историко-архитектурного музея, историк и писатель Владимир Глазков. — Но владелец может просто не осознавать этого. Если же на фото взглянет историк, то может оказаться так, что это уникальный кадр и единственный источник исторических сведений. Например, неизвестного человека в военной форме легко можно идентифицировать, если определить, в каком он звании был, и направить запрос в соответствующий архив. Мы можем помочь это сделать, и у вас уже будет как минимум восстановлена часть семейной истории. А бывает и так, что на фото запечатлена историческая личность, изображение которого считалось нигде не запечатленным или не сохранившимся. И сегодня уже никто не знает точно, как выглядит этот человек. Благодаря же исследованию семейных архивов эти бреши в истории могут быть закрыты.
Помимо вклада в исследование истории, работа, которая будет проводиться в аптекарском подвале дома Белявского с семейными фотоархивами туляков, подразумевает их оцифровку.
Цель — сохранение уникальных кадров. Снимки, не вечны и имеют свойство выцветать, что приводит к полной нечитаемости изображения. Чтобы иметь возможность передать будущим поколениям фотоальбомы лучше перевести в электронный вид.
— Это место, куда любой житель Тулы может прийти с фотографиями и любыми другими документами из семейного архива и совместно с сотрудниками музея «проявить» их, принять участие в сохранении и изучении истории, — добавил Владимир Глазков.
Мы хотим собрать рассеянную по сундукам и комодам информацию и сохранить ее.
Основой для экспозиции стали оцифрованные фотографии из альбома туляка Рафаила Лубова, переданные музею для изучения его дочерью, Лидией Коршуновой.
— Фотографии сделаны не моим папой, мы не знаем, кто автор их. Предполагаем, что ему кто-то подарил этот альбом. Ценность его в том, что фотографии показывают, насколько Тула изменилась за эти годы.
Исследовал фотоальбом Владимир Глазков:
— В чем ценность пожелтевших фотографий, старых открыток, каких-то писем? Они уникальны тем, что они иллюстрируют повседневную жизнь людей. Старшее поколение знает, что советские фотожурналисты были безусловными мастерами своего дела, но у них была негласная установка — никакого негатива. Но наряду с официозом имела место быть и любительская фотография. Ценность переданного нам альбома в том, что фото для него сделаны в начале 60-х годов, и человек снимал, что хотел и как хотел. Это было его виденье, и сегодня мы можем наблюдать старую Тулу его глазами — это очень большая ценность. Именно таким образом мы можем сохранить и передать следующим поколениям историю прошлых лет.
Основная часть показывает посетителю архитектуру Тулы 60-х годов.
— На одном из снимков запечатлены Ломовские ворота — пример одного из главных позоров сохранения исторического наследия Тулы. В процессе работы по исследованию этого снимка выяснилось, что первый проект реставрации их был готов в 1939 году. Шли годы, менялись генеральные секретари, губернаторы. А ворота по сей день так и не отреставрировали, и они все хуже и хуже. Слава Богу, их хотя бы сейчас подперли, чтобы не упали. Это фото как раз пример негатива, который никогда бы не появился в официальной печали Советского союза.
Еще одно любопытное фото демонстрирует деревянный летний кинотеатр, который не сохранился до наших дней.
— Всего в нескольких сотнях метров от здания в годы войны проходила линия обороны Тулы — там располагались окопы. Войну здание пережило, а вот в 1964 году сгорело. А архиве сохранилась смета на его строительство, а вот есть ли эскиз его — такой информации нет. Поэтому снимок уникальный и важный для историков.
На следующем снимке запечатлен кинотеатр им. Степанова в годы своего рассвета. Также на выставке можно увидеть, как выглядел некогда въезд в Тулы со стороны Щекино: там, где сейчас стоит танк у Пединститута, раньше располагалась застава — опознать место помог уже построенный тогда корпус ТулГУ.
— Город — живой организм, он будет развиваться, а значит что-то обязательно изменится, исчезнет, а на смену придет что-то новое. Но мы на то и люди, а не биомасса, потому что помним, как это было.
Эта выставка наглядно говорит о том, что не надо самостоятельно делать вывод, что важно, а что не важно — позвольте это сделать профессионалам. Давайте к архивам относиться бережно, потому что они принадлежат не нам, а истории.
Выставка «Появление» продлится до конца марта, ее посещение — бесплатное до 28 февраля. По окончании выставки в планах Тульского историко-архитектурного музея подготовить специальное издание, посвященное проведенному исследованию.
13:00, 22 февраля 2025 84
16:20, 23 февраля 2025 41
11:00, 22 февраля 2025 53
13:38, 26 февраля 2025 80
18:32, 20 февраля 2025 194
11:22, 21 февраля 2025 159
09:22, 23 февраля 2025 29
13:33, 21 февраля 2025 92
14:20, 22 февраля 2025 19
13:36, 20 февраля 2025 150
19:00, 24 февраля 2025 8
08:00, 20 февраля 2025 41
18:29, 24 февраля 2025 24
16:31, 24 февраля 2025 46