Успех – это работа: краткая биография Олега Белая и подробные рекомендации известного финансиста
Многие считают, что бизнес начинается с вложения больших денег. История одной из старейших инвестиционных групп разбивает этот стереотип.
17:04, 15 марта 2021
Олег Белай, возглавляющий Инвестиционную группу ТРИНФИКО, прошёл долгий и непростой путь от обычного студента – выходца из простой семьи, до влиятельного финансиста, крупного топ-менеджера, известного инвестиционного стратега. Свои первые деньги он заработал сразу после школы, в семнадцатилетнем возрасте. А в двадцать один год стал сооснователем и финансовым директором компании, которая сейчас по различным показателям входит в топ-10 рейтингов УК.
Старт без начального капитала
Кому-то помогают организовать бизнес родители, кому-то удаётся заинтересовать бизнес-ангелов, а вот у Олега Белая не было такой возможности. Его семья – простые инженеры-электронщики, трое детей, в друзьях – такие же представители технической интеллигенции. Но родители сумели дать сыну нечто более ценное, чем деньги: интерес к знаниям, умение учиться и трудиться, не пасовать перед трудностями.
Эти установки помогли мальчику хорошо учиться в школе и вузе (он поступил в МИЭТ – Московский институт электротехники). А затем способность к самообразованию, энтузиазм и инициативность легли в основу предпринимательской деятельности.
Бизнесом Олег заинтересовался в юные годы, на рубеже перестройки и рыночной эпохи. Вместе с товарищем, Валерием Сотниковым, он начал делать первые шаги в коммерции. Друзья протестировали несколько бизнес-планов, успешно создали медиа-агентство, а затем решили попробовать силы на финансовом поле. В те годы представления о торговле ценными бумагами строилось на «Финансисте» Драйзера, иностранных фильмов на видеокассетах, где фигурировали инвестиционные банкиры, ещё каких-то обрывочных сведениях. Советские книги по экономике помочь не могли ничем. Новых ещё не напечатали. Зато было вдвойне интереснее!
В 1992-м герои истории начали торговлю ваучерами. Почувствовав себя на коне, в следующем году они основали брокерскую фирму ТРИНФИКО. Вскоре она приступила к торговле акциями, затем деривативами, а в 1995-м приобрела первого клиента, доверившего в управление свои капиталы. К началу 2000-х стала серьёзным игроком финансовой сферы, а сейчас – одна из крупнейших частных инвестиционных групп Российской Федерации.
Чек-лист от СЕО: как достичь успеха и закрепить его
В беседах с журналистами, которые интересуются фундаментом истории успеха ТРИНФИКО и лично Олега Викторовича Белая, часто заходит вопрос о жизненных принципах и управленческих подходах. То есть о тех навыках, умениях, методах, ориентирах, которые помогли обычному студенту встать во главе одной из крупнейших частных инвестиционных групп РФ. Управляющий директор группы не делает из этого секрета. Его личными бизнес-принципами может воспользоваться каждый – достаточно иметь желание, трудолюбие, дисциплину и целеустремлённость.
Вот этот чек-лист:
- Учиться, осваивать новые знания, повышать профессионализм. Сам Олег Белай получал знания из различных источников. Хороший базис для работы с финансами ему дало успешное освоение математики в школе и вузе, интерес к компьютерным технологиям позволил легко освоиться на электронных трейдинговых площадках (в 90-х мало кто представлял, как это работает, для большинства «Ворд» был в диковинку). Начиная свою деятельность, Белай искал иностранные учебники по экономике – найти их было трудно, они только начали появляться в печати. Впоследствии он получил квалификационный аттестат специалиста финансового рынка, а также приобрёл обширные знания в смежных дисциплинах – налогах и юриспруденции.
- Не бояться практики – именно она даёт опыт. Обычно практика закрепляет теорию, но у Белая всё было наоборот. Ему пришлось нарабатывать компетенции в процессе – во время торговли ценными бумагами. Учиться приходилось в буквальном смысле на личных «шишках». Изучая реакции рынка на свои решения, он смог самостоятельно разобраться в его движущих механизмах. Как вспоминает Олег Викторович, это был бесценный опыт.
- Быть среди первых, но не гнаться за безусловным лидерством. Тщеславие и стремление доказать миру, что ты самый лучший, самый «крутой» – не лучшая стратегия для стабильного развития. В погоне за первым местом на пьедестале люди часто ставят на кон слишком многое, чрезмерно рискуют, совершают опасные гоночные манёвры. Увлекаясь мотоспортом, Белай хорошо знает об этих рисках – и проводит аналогии с бизнесом. Он предпочитает работать на высоких скоростях в потоке – среди лучших, но контролируя риски. Тем более что ТРИНФИКО отвечает не только за свои капиталы, но и за активы инвесторов – а это накладывает повышенные обязательства и требует особой ответственности в момент принятия решений.
- Ценить свой коллектив, тесно взаимодействовать с командой, прислушиваться к идеям. Это один из главных управленческих принципов, которыми руководствуется Олег Белай. Он из тех руководителей, кто поддерживает инициативы, знает в лицо всех сотрудников, умеет оценить перспективное предложение. Топ-менеджеры группы, работающие на разных направлениях, взаимодействуют друг с другом. В итоге сложный механизм большого бизнеса работает как единое целое.
- Покорять всё новые и новые вершины, не останавливаясь на достигнутом. Белаю и его детищу – ТРИНФИКО – всегда было тесно в завоёванном поле. Личные и корпоративные достижения подстёгивали к поиску новых дорог, к выходу за линию горизонта. И это тоже стало важным фактором успеха.
Поиск актуальных направлений в бизнесе: непрерывный выход из зоны комфорта
Изучая историю ТРИНФИКО, нетрудно заметить, что компания всегда одной из первых оказывалась на самых выгодных деловых направлениях. Осваивать новые ниши она начинала в те моменты, когда большинство конкурентов ещё не догадывались, что данный вектор вот-вот станет мейнстримом. Один из последних примеров – включение в повестку ESG. «Зелёные технологии», заинтересовавшие Олега Викторовича Белая в 2010-х годах, сейчас у всех на слуху. Но ТРИНФИКО стала первой из отечественных управляющих компаний, которая получила соответствующий рейтинг от Национального рейтингового агентства.
Аналогичным образом ТРИНФИКО действовала и до этого:
- Когда открылась возможность трейдинга на срочных рынках, Олег Викторович сразу же воспользовался этой возможностью. В 1995 году ТРИНФИКО успешно «раскачала» капитал на деривативах, при этом сумев выстроить эффективный риск-менеджмент. Этот тип трейдинга считается более сложным, чем торговля на фондовом рынке. Но грамотное использование данных финансовых инструментов позволило компании значительно упрочить своё финансовое положение.
- Когда ТРИНФИКО, позиционирующая себя как брокерская компания, добилась впечатляющих успехов, её руководство не стало отдыхать на лаврах и снова вышло из зоны комфорта. Уже в 1995 году, с двухлетней историей бизнес-деятельности, ТРИНФИКО заявила о себе как о компании, предлагающей управление активами – asset management. В начале 2000-х наработанная репутация позволила привлечь в число клиентов первый пенсионный фонд – серьёзного институционального инвестора с высокими требованиями к безопасности и эффективности управления активами.
- Когда в очередной раз встал вопрос о масштабировании бизнеса, Олег Белай перешёл с поста финансового директора на должность директора по корпоративным финансам (2008), и принялся за развитие достаточно новых для России сегментов private equity и investment banking. В 2009-м, развивая эти направления, инвестиционная группа вышла на мировой рынок.
- Когда в повестке дня у передовых компаний планеты появились ESG-технологии, к новой теме сразу же подключилась и ТРИНФИКО. В России это поле бизнеса до сих пор не оценено по достоинству. Многие предприниматели не считают необходимым вкладываться в энергосберегающие технологии, заботиться об экологии, вкладываться в социальные проекты. Но ESG-инвестиции стали глобальным трендом и невероятно выгодной сферой для вложений: так, с 2015 по 2020 год объём мировых инвестиций в ESG вырос в 10 раз. Ещё цифры: в 2023 году рынок ESG-облигаций в России вырос на 34,5%. Этот сегмент рынка – один из самых бурно развивающихся. Стратегия в очередной раз себя оправдала.
Инвестиционная группа на протяжении более тридцати лет в числе демонстрирует один и тот е бизнес-сценарий: как только появляется намёк на открытие новой перспективной ниши, она сразу «бронирует» там место. Как это удаётся делать?
Олег Белай утверждает, что достаточно просто внимательно смотреть, что сейчас нужно рынку. Достаточно отследить зарождающийся спрос – и предложить соответствующие услуги. Принцип прост: давайте клиентам то, что им нужно в данный момент, помогайте им удовлетворить потребности – и ваш бизнес будет на коне.
Социальная ответственность большого бизнеса
Основа бизнеса ТРИНФИКО – это, по сути, различные методы помощи частным и институциональным инвесторам: экспертиза и консалтинг на финансовых рынках, управление активами, брокерские услуги, разработка антикризисных решений. Взять хотя бы паевые фонды группы, которые неоднократно входили в число самых прибыльных в России: они помогают людям зарабатывать деньги.
Однако стратегия СЕО ТРИНФИКО Олега Белая, лежащая в основе деятельности инвестиционной группы, выходит за рамки бизнеса. В этой стратегии есть место не только полезным финансовым услугам, обеспечивающим взаимовыгодное партнёрство ТРИНФИКО и её клиентам, но и бескорыстная помощь социально незащищённым слоям общества.
Белай стал основателем благотворительного фонда «ВМЕСТЕ СМОЖЕМ» и сумел увлечь волонтёрской деятельностью свой коллектив. Гранты фонда направляются на важные социальные проекты. К этим проектам в качестве волонтёров часто присоединяются сотрудники ТРИНФИКО. Небезразличное отношение к проблемам общества стало частью корпоративного духа компании.
14:00, 17 декабря 2024 59
15:11, 21 декабря 2024 105
22:08, 21 декабря 2024 44
09:27, 16 декабря 2024 65
18:17, 18 декабря 2024 148
16:32, 19 декабря 2024 180
14:25, 20 декабря 2024 97
11:50, 19 декабря 2024 1
16:14, 21 декабря 2024 75
11:30, 18 декабря 2024 194
12:46, 19 декабря 2024 1
21:21, 20 декабря 2024 27
10:00, 20 декабря 2024 238
13:17, 22 декабря 2024 48
15:53, 16 декабря 2024 11