Первый зампред правления Сбербанка Ведяхин Александр Александрович о неизбежном развитии и широком использовании ИИ-технологий
В середине декабря 2023 года «Сбер» официально сообщил, что предоставляет компаниям и отдельным разработчикам приложений доступ к своей нейросети GigaChat API.
11:23, 16 января 2021
В зависимости от сложности поставленных задач можно будет выбрать один из двух вариантов:
- GigaChat Lite — модель, предназначенная для решения рутинных задач, предполагающих высокоскоростную обработку больших объемов данных;
- GigaChat Pro — модель, обладающая достаточным запасом знаний, чтобы давать содержательные развернутые ответы в различных областях, в том числе в экономике и юриспруденции, выполнять редактирование и рерайтинг статей.
Воспользовавшись библиотекой GigaChain, разработчики смогут создавать собственные решения на основе ИИ-технологий «Сбера». Также открыта подписка на сервис SaluteBot Voice, интегрированный с нейросетью GigaChat. Используя это решение, можно создавать голосовых роботов для общения с клиентами. Сервис разрабатывает сценарии общения, позволяет выбирать голос, качественно транскрибирует речь клиента, ведет статистику звонков, формирует базу контактов. Для сложных случаев есть опция подключения оператора.
По словам зампреда правления Сбербанка Александра Ведяхина, «Сбер» уже создал и продолжает разрабатывать множество решений на основе ИИ-технологий. Эти продукты ускоряют процесс цифровой трансформации бизнеса и государственного управления.
Применение ИИ-технологий в Сбербанке
В Сбербанке Александр Александрович Ведяхин курирует несколько подразделений, занимающихся развитием новейших технологий. В частности, он руководит Департаментом по развитию искусственного интеллекта и машинного обучения и Лабораторией по искусственному интеллекту. Среди топ-менеджеров «Сбера» Александр Ведяхин считается одним из самых убежденных и последовательных приверженцев цифровой трансформации бизнеса, разработки и внедрения технологий на основе искусственного интеллекта.
В Сбербанке приступили к разработке ИИ-технологий, когда это еще не было популярно. Александр Александрович часто вспоминает, что на самой первой Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey присутствовало всего около 1000 энтузиастов, занимавшихся проблемами обработки больших массивов данных.
Доклады и дискуссии на 8-й конференции, которую Сбербанк провел в 2023 году, в общей сложности слушало 100 млн человек по всему миру. Материалы конференции синхронно переводились на английский, арабский и китайский языки.
Эффективность ИИ-решений «Сбера»
По мнению Ведяхина Александра Александровича, взрывообразный интерес к ИИ во всем мире объясняется тем, что сфера применения нейросетей безгранична. Они могут заменить человека при выполнении огромного количества рутинных задач. Соответственно, время специалистов освобождается для решения наиболее важных и сложных вопросов.
В качестве примера Александр Александрович рассказал, что по 70% кредитов в Сбербанке решение принимает искусственный интеллект: по всем потребительским и подавляющему большинству оборотных. На выдачу таких займов уходит от 3 до 7 минут. Сотрудники банка рассматривают заявки на крупные инвестиционные кредиты, но и здесь помогает ИИ — он собирает всю необходимую информацию.
Внедрение ИИ в бизнес-процессы Сбербанка привело к снижению энергопотребления на 30–40%. За период с 2020 по 2022 год финансовый эффект от внедрения ИИ-технологий в «Сбере» составил 560 млрд рублей. По предварительным оценкам, сделанным в декабре, в 2023 году этот параметр превысит 350 млрд рублей.
Тем не менее Александр Ведяхин уверен, что даже при полной цифровой трансформации не стоит закрывать обычные отделения банка. Большинство кредитов будет выдаваться онлайн по решению ИИ: так удобнее и клиентам, и сотрудникам банка. Однако в сложных ситуациях клиент должен знать, что можно прийти в отделение и рассказать о своих затруднениях живому человеку. В недалеком будущем ИИ станет верным помощником банковских работников — будет подсказывать, какие проблемы могут возникнуть у конкретного клиента, какие продукты ему предложить, даже в каком тоне с ним разговаривать, но полностью их заменить он не сможет.
Успехи Сбербанка в области цифровой трансформации не остались незамеченными среди клиентов. Уже 1000 корпоративных клиентов прошли цифровую трансформацию с использованием технологических решений банка.
Применение ИИ-технологий позволяет оптимизировать и в десятки раз ускорить многие бизнес-процессы, избежать лишних трудозатрат, повысить эффективность управления на предприятиях и в госорганах. Топ-менеджер Сбербанка Александр Ведяхин считает: «Сейчас у бизнеса нет выбора: делать или не делать цифровую трансформацию. Тот, кто не делает цифровую трансформацию, проигрывает. Вариантов нет».
Биографическая справка
Ведяхин Александр Александрович родился в 1977 году в Волгограде. Кандидат экономических наук. По окончании Волгоградского государственного технического университета в 1999 году устроился на работу контролером-кассиром в отделение Сбербанка России, затем постепенно поднимался по карьерной лестнице. С 2015 года — старший вице-президент ПАО «Сбербанк», с 2018 — первый зампред правления Сбербанка. Проходил дополнительное обучение в Академии народного хозяйства при правительстве РФ по специализации «Банковский менеджмент», повышал квалификацию в London Business School и Стэндфордском университете. Изучал ИИ-технологии в Массачусетском технологическом университете.
10:15, 18 ноября 2024 21
09:12, 15 ноября 2024 135
14:45, 18 ноября 2024 18
14:01, 19 ноября 2024 110
17:37, 13 ноября 2024 149
13:13, 17 ноября 2024 8
22:48, 13 ноября 2024 33
20:35, 14 ноября 2024 93
07:25, 18 ноября 2024 123
18:25, 18 ноября 2024 149
09:33, 15 ноября 2024 100
22:26, 13 ноября 2024 22
09:13, 19 ноября 2024 93
16:16, 17 ноября 2024 58
13:15, 15 ноября 2024 11