Денису 30 лет, по образованию он строитель, но работать по специальности после универа было неинтересно. Тогда и пошел в кузнечное дело.
— Первый раз ковать начал лет в 10, поэтому душа лежала к этому. В кузнице я отработал три года, потом пошел в строительство, а ковка была как хобби.
Герой статьи начал заниматься музыкой 15 лет назад, сначала сам по себе, а потом выступал в тульском коллективе волынщиков.
В 2016 году образовалась группа YARuGA (ребята играют в жанре дарк-фолк, это смесь эмбиента и нордик-фолка), примерно в это же время Денис сделал свои первые гусли.
— В коллективе возникла потребность в инструментах. Заказывать их дорого, зачастую нет того, что нужно. Решил сделать сам. К сожалению, фото не сохранилось, на те гусли без слез не взглянешь. Так все и начиналось: просто брал и делал. И так до тех пор, пока не добьюсь результата, который понравится.
YARuGA — это эклектика религиозных культов разных народов, поэтому используются инструменты различных культур.
Myslo спросил о том, какое значение есть у названия музыкальной группы и мастерской изготовления инструментов.
— «Яруга» переводится со старославянского как «овраг». Это место силы и переплетения рельефов. Это что-то потаенное, неизведанное и темное, потому что чаще всего овраг заросший. Яруга — это метафора к тому, что в своем музыкальном исполнении делает коллектив.
Звучание инструментов записано для аранжировки, они создают саму музыку.
Свою первую продажу Денис совершил через «нельзяграм». Тогда жанр, в котором работала музыкальная группа, набирал популярность, и в соцсети появилось много мастеров по этническим инструментам.
— Смотрю на все это и думаю: «Колхоз колхозом», — смеется Денис, — и они продают это за деньги! У меня были работы намного лучше. Выложил изделия на продажу, и в первый же месяц покупка ушла то ли в Германию, то ли в Швейцарию. Так и пошло, один за другим.
В первое время на изготовление инструмента уходило 1,5 месяца, сейчас Денис может сделать его за один день! Изначально все делалось руками, сейчас новое оборудование позволяет ускорить процесс.
Мастер сам заготавливает дерево. Он закупает стволы, пускает их на доски и потом обрабатывает. Для работы есть две мастерских: одна для работ по дереву, другая — по железу.
Музыкант показал инструменты, которые находились в его кабинете во время интервью.
Дизайн — реконструкция новгородских гуслей XIII века.
— Здесь современные металлические струны, но корпус и резьба выполнены в соответствии с археологией. В Троицком раскопе были найдены гусли XX века, сейчас они находятся в Музее музыкальной культуры в Москве. Я их там увидел впервые, и появилась идея реконструкции. Тогда я связался с центром новгородских древностей, там мне предоставили фото и зарисовку на миллиметровке, по ним я сделал этот инструмент.
Это авторский гудок, за его основу взята археология смычковой лиры.
— Инструмент сделан по моему видению, удлинен, чтобы иметь нужный мне звук. Первая находка датирована XI веком. Говорят, что в отдаленных деревнях Сибири эти инструменты сохранялись вплоть до середины XX века, и фольклористы успели задокументировать мелодии.
— Его использовали древние галлы и кельты в ритуальных целях. На конце трубы — голова кабана, символ мужества и силы. Животное было культовым, его изображение использовали повсеместно: в виде статуэток, на воинских знаменах и духовых инструментах для устрашения противника и поднятия боевого духа войск. Делается такая труба из оловянистой бронзы.
Дизайн сделан по подобию одного из самых ранних известных инструментов, найденному в Византии.
— Она сильно отличается от найденного экземпляра. Инструмент известен с X–XI вв. Его еще называют органиструм, харди-гарди, донской рылей.
Послушать эти инструменты можно в видео: