1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Туляки в истории
  5. Гроб с пропеллером - MySlo.ru
Гроб с пропеллером

Гроб с пропеллером

В 1921 году в Советской России появилось чудо железнодорожной техники — аэровагон. Именно на нём по пути из Тулы в Москву в этом же году и погиб 38-летний товарищ Артём.

Мы рассказывали о героическом тульском парне Николае Рудневе. Но вот ведь изгибы истории! Судьба его боевого товарища Артёма, с которым они в 1918 году основывали Донецкую республику, в будущем оказалась связана с Тулой. Артём погиб в 1921 году на пути из нашего города. Но о той катастрофе в Туле не писали никогда.

Председатель республики

Товарищ Артём (Фёдор Сергеев), как и Николай Руднев, — фигура для нынешней Украины крайне неудобная. Артём — сторонник Донецкой автономии, основатель Донецко-Криворожской советской республики (ДКСР) со столицей в Харькове, в которую тогда почти полностью вошло Левобережье Украины. Николай Руднев в той республике был заместителем наркома по военным делам. Оба пользовались колоссальным авторитетом. Руднев — вообще выборный командир своего полка. Артём — превосходный оратор. Друзья в шутку называли его Федей Громогласным.

До возвращения на родину Артём побузотёрил в Австралии, пытаясь объединить русских и австралийских пролетариев. Посидел в местной тюрьме. Напоследок, в 1917 году, устроил маёвку в городе Дарвин, и через Владивосток отправился домой. Но память о себе оставил по сей день. В 2009 году в Австралии вышел целый роман, в основу которого положены факты из его жизни на зелёном континенте.

Идеологией создаваемой Артёмом Донецкой республики было объединение шахт и крупных предприятий региона в единую систему. Артём стремился восстановить соблюдение законности; крупных предпринимателей, в отличие от новой уже России, к стенке не ставили, но облагали большими налогами, а частным банкам даже вернули конфискованные ранее деньги. При этом были открыты курсы ликбеза, введено бесплатное обучение для детей бедняков.

Республика просуществовала недолго. Артём покидал Харьков с последним эшелоном, когда в городе уже хозяйничали немцы. Позже, вместе с Рудневым, он участвовал в героической обороне Царицына. И после гибели друга писал о нём: «Я видел храбрецов, не бледневших перед лицом смерти, смело, безбоязненно смотревших ей в глаза. Я видел, как эти люди безудержно рыдали над телом Коли Руднева».

Аэровагон

В 1921 году в Советской России появилось чудо железнодорожной техники — аэровагон. Это бывший шофёр тамбовской ЧК Валериан Абаковский придумал поставить на железнодорожную дрезину авиационный двигатель с трёхметровым пропеллером.

Пропеллер крутится — дрезина бежит вперед, страшно тарахтя на рельсах. Скорость передвижения аэровагона впечатляла — до 140 километров в час.

Самозваному инженеру не составило труда убедить начальство построить опытный образец, на что даже были выделены хорошие деньги.

Аэровагон построили за несколько месяцев. Первые испытания говорили, что Абаковский придумал весьма полезную штуку. Такая скорость казалась тогда космической. Три тысячи вёрст аппарат добросовестно отбегал по рельсам без всяких аварий.

Когда кому-то пришло в голову прокатить в аэровагоне участников работавшего в Москве III конгресса Коммунистического Интернационала и I конгресса Красного интернационала профсоюзов, идея показалась восхитительной — показать зарубежным товарищам достижения советской инженерной мысли. Путешествие представлялось абсолютно безопасным. Среди тех, кто сел в кабину аэровагона, был и сам изобретатель Валериан Абаковский, и товарищ Артём — на тот момент секретарь Московского комитета партии, председатель крупнейшего в стране союза горнорабочих. На кон­грессе Профинтерна Артём мечтал создать Красный интернационал горняков и шахтёров всего мира. До родного Донбасса было далеко, и зарубежные гости отправились ознакомиться с обстановкой в Подмосковном угольном бассейне — в Тулу и Щёкино, которые работали очень успешно.

Аэровагон под звуки «Интернационала» тронулся в путь утром 24 июля с Курского вокзала Москвы. Ехали неспешно — 40−45 вёрст в час. Остановились уже в Щёкино. Зарубежные гости вместе с Артёмом спустились в шахты, побеседовали с рабочими. Из Щёкино делегация переехала в Тулу. Высокие гости нанесли визит на оружейный завод, затем коминтерновцы побывали в городском театре на торжест­венном заседании городского Совета. Иностранные гости говорили о значении для рабочих всего мира русской революции, о встречах с Лениным и советскими шахтёрами. Переводил их выступления громогласный товарищ Артём, стоявший рядом с трибуной.

По дороге в Москву уже торопились, и аэровагон тарахтел со скоростью 80 километров в час. В 6 часов 35 минут вечера на 104-й версте от Москвы, рядом с Серпуховом, на всём ходу он слетел с рельсов и разбился в щепы. Шестеро членов делегации погибли на месте, включая самого изобретателя, ещё шестеро были тяжело ранены. Артёма нашли на полотне железной дороги с разбитой головой. Среди погибших были болгарский революционер Иван Константинов, один из основателей компартии Великобритании Уильям Хьюлетт, немецкие делегаты О. Струпат и О. Гельбрих. А ещё американец то ли Джон, то ли Пол Фриман. Всех их похоронили в кремлёвской стене в Москве.

Случайностей не бывает

Причины катастрофы расследовали аж две комиссии, но ни одна из них не пришла к однозначному выводу. Самая популярная версия — случайность, неудовлетворительное состояние железнодорожных путей. Но сын Артёма рассказывал, что на месте катастрофы на рельсах лежали камни, из-за которых аэровагон и улетел в кювет. То есть, по его мнению, всё было подстроено.

На что указывал и большой друг Артёма товарищ Сталин: «Если случайность имеет политические последствия, то к такой случайности нужно присмотреться».

Среди тех, кому гибель Артёма могла быть выгодна, назывался оппонент Сталина Троцкий.

24 июля 1924 года, в годовщину трагической смерти, «ввиду огромных заслуг тов. Артёма (Сергеева) перед пролетариатом, и в особенности Донецкого бассейна» огромный, с восьмиэтажный дом, памятник был открыт на родине Артёма, в Бахмуте, впоследствии Артёмовске. В годы войны памятник разрушили немцы. В 1959 году в Артёмовске установили новый памятник Артёму. Но 9 июля 2015 года и он был снесён, теперь уже в соответ­ствии с украинским законом о декоммунизации. Порушен вандалами памятник Артёму и в Харькове, еще в 2014 году.

После гибели Абаковского работы по созданию аэровагона были признаны бесперспективными и прекратились. Только в конце шестидесятых годов прошлого века к ним в Советском Союзе было вернулись, но опять безуспешно.

Артёма Фёдоровича Сергеева, сына Артёма, усыновил Сталин, и он рос в его семье, воспитывался наравне с другими детьми. С Василием Сталиным они были почти ровесниками и даже появились на свет в одном роддоме. Василий — 5 марта 1921 года, Артём — 24 марта. Артём Фёдорович вырос достойным своего отца. Воевал в Великую Отечественную, попал в плен, бежал из-под расстрела, воевал в партизанах. Участник обороны Сталин­града, битвы за Днепр, боёв в Восточной Пруссии, Венгрии, Германии. В общей сложности имел 24 ранения, в том числе два тяжёлых. Дослужился до звания генерал-майора. Умер 15 января 2008 года.

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

30 июля 2015, в 10:11 +9
Другие статьи по темам
Место
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Ярмарки прошлого века. Часть 1
Ярмарки прошлого века. Часть 1
Похороненный дважды
Похороненный дважды