Чем выше рост, тем ниже падать

Паника у банкоматов, евро по 100 рублей, ажиотаж в магазинах. Как объясняют ситуацию экономисты, банкиры, маркетологи и психологи?

11:41, 25 декабря 2014   122

Фото Павла Чесалина

В четверг 17 декабря сарафанное радио разнесло по Туле слух, что надо срочно снимать наличность, потому что то ли карточки заблокируют, то ли деньги отменят. Некоторым  тулякам на телефоны пришли странные смски, что их карты заблокированы.

И туляки побежали к банкоматам. Стоя в очередях, с упоением рассказывали друг другу, сколько потеряли денег в павловскую реформу.

Вечером появилось официальное сообщение: «В условиях повышенного спроса на наличные средства Сбербанк стремится своевременно обеспечивать необходимый объём предложения. Информация в соцсетях о прекращении выдачи наличных по картам Visa не соответствует действительности».

Ещё через сутки коммент дал и ЦБ: «В Тульской области на сегодняшний день ситуация в банковском секторе стабильная. Все региональные банки и филиалы кредитных организаций иных регионов работают в штатном режиме. Очереди у некоторых банкоматов вызваны озабоченностью населения, которая была спровоцирована ложной информацией о работе кредитных учреждений».

По мнению Андрея Шестакова, управляющего Тульским отделением Сбербанка, причиной ажиотажа стал вброс SMS о блокировке карт. А с учётом того, что только в Тульской области ими пользуется 1,1 млн человек (а всего по России 109 млн), эффект был близок к катастрофическому.

Сбербанк справился с паникой. А мы?

По словам Алексея Улюкаева, министра экономического развития России, этот шторм мы сами и готовили:

Алексей Улюкаев

– Сейчас у нас сочетание трёх кризисов. Первый кризис – структурный. Структура экономики такова, что воспроизводит в расширенном масштабе издержки – тарифы естественных монополий, рост зарплаты, не связанный с производительностью труда, и проч. Второй кризис связан с ограничениями по спросу – и внутренними, и внешними. И третий – геополитический кризис, связанный с санкциями и контрсанкциями.

По мнению министра, рынки найдут естественное состояние равновесия. При плавном снижении цены на нефть она держится долго, а при резком падении с высокой степенью вероятности цена отскочит.

Всякое резкое снижение – это вероятность последующего резкого  повышения. И наоборот.

– Возможно, в скором времени мы увидим совершенно другие курсовые параметры, – говорит Алексей Улюкаев. – Сильная девальвация означает сокращение издержек для компаний: в 2015 г. мы увидим, что доля заработной платы в ВВП сократилась, а доля прибыли компаний увеличилась. А значит,  у компаний появляется основание для роста инвестиций.

Геннадий Кузнецов, директор Тульского филиала Финансового Университета при Правительстве РФ, назвал нынешнюю ситуацию  экономико-политическим кризисом:

Геннадий Кузнецов

– Реальная экономика – это гармоничное соотношение базиса и надстройки. Надстройка у нас есть, а базис хромает. Нет фундамента. Ну, представьте, что у дома нет фундамента – он же может обрушиться в любой момент. Так и с экономикой.  Что я подразумеваю под экономическим базисом? Чтобы мы были независимы от других, нам нужно развитое сельское хозяйство. Мы должны кормить себя сами!  У нас, кстати, один Ефремовский район при нормальном ведении хозяйства может накормить всю область! Ну и конечно надо использовать технологии оборонного комплекса для производства гражданской продукции – помните, было такое понятие «конверсия».  Политическую сторону кризиса я вижу в том, что вот нам постоянно говорят, мол, «мы знаем, кто занимается спекуляцией на финансовом рынке».

А какие последствия для спекулянтов? Их нет! Безнаказанность получается.

Государство должно в этом проявить жёсткую позицию. Сегодня люди в панике сбывают рублёвую наличность. Паника может раскачать кризис дальше. Такие примеры были в нашей истории. Поэтому, как говорил наш земляк, замечательный конструктор Василий Петрович Грязев, проблему надо решать комплексно.

Иван Селивёрстов, гендиректор управляющей компании «Русский Инвестиционный клуб», считает, в состоянии паники все мы принимаем иррациональные решения:

Иван Селивёрстов

– Что произошло?  Упала цена на нефть. Но такое бывало и ранее, например в 2008 году. Ввели санкции против России, но в результате мы стали меньше импортировать, то есть стали  меньше платить иностранцам и больше  своим внутренним производителям и поставщикам. Взят  курс на импортозамещение. Девальвировался рубль, но это мощный поддерживающий фактор российской экономики.

В чём причина  столь стремительного падения рубля?   Ответ прост – искусственная, а значит временная  дестабилизация ситуации на валютном рынке страны.  «Разжигали» её в основном банки и инвестиционные фонды, в том числе иностранные, а поддер­живали эту панику  мы с вами, обычные люди. Наученные горьким опытом 1998 года, мы побежали в обменные пункты. В состоянии паники большая часть людей   мыслит иррационально:  например, покупает доллары по цене 73 рубля, когда ещё месяц назад тот же доллар стоил 36 рублей.  Зачем? Потому что  все покупают.
Спешка – это друг паники: с вероятностью 90% вы ошибётесь.  Не надо прыгать в уходящий поезд:  покупать резко растущий в цене  актив, валюту очень опасно, потому что  чем резче рост, тем  стремительнее последующее падение. Смотрите активы, которые ещё не выросли в цене, и покупайте до того, как начался резкий рост цен. Это решение человек принимает  спокойно и взвешенно, руководствуясь элементарной логикой, а не эмоциями.

Владимир Груздев, губернатор Тульской области, считает, что экономика справится:

Владимир Груздев

– Конечно, таких цифр по курсам доллара и евро не ждал никто. По крайней мере, в декабре. По моим расчётам, такое падение могло случиться к февралю-марту, да и то постепенно. Убеждён, что реальный курс на сегодняшний день – 60 руб. за доллар и 75 руб. за евро. И такое соотношение устраивает и производителей, и импортёров. Хотя понятно, что ставший вдвое дешевле рубль не идёт на пользу экономике, провоцируя рост цен, а как следствие – и инфляцию. Подъём цен и нерастущие зарплаты – это путь к обнищанию населения, которое уже свершившийся факт. Выправлять этот тренд мы и будем в следующем году.

Экономика вполне может развиваться и при высоких цифрах валютного курса – страшно не само число, а его резкие скачки. Именно они и приводят к панике.

Пока одни стояли в очереди в банкоматы, чтобы снять наличку, другие побежали в магазины бытовой техники и мебели – «сбрасывать» рубли и покупать то, что давно хотелось.

– Сейчас с полок метут всё, – поделился с нами Алексей, продавец-консультант «Технопарка». – Покупают всё подряд, от телефона до холодильника.

– Самый большой спрос сейчас на телевизоры, – рассказала Евгения, продавец-консультант «М-Видео». – Конечно, люди покупают и другую бытовую технику. Такого ажиотажа ещё никогда не было.


«Рубль, не умирай!» –  заставка на мониторах в «Технопарке».

Что делать, если вас охватывает паника и ноги сами несут к банкомату и в магазины?

Людмила Анатольевна Мехова, директор кадрового агентства «Персона», считает, что в ближайшее время некоторым из нас придётся приложить усилия и  раскрыть свой потенциал:

Людмила Мехова

– Пока  на рынке трудовых ресурсов в нашем регионе всё спокойно. Но, возможно, будут сокращения. В первую очередь они могут коснуться обслуживающего офисного персонала (помощники, личные водители, офис-менеджеры, юристы и бухгалтеры). В розничной торговле – администраторов, товароведов, бухгалтеров. На производстве за счёт изменения графика работы возможны сокращения технических специалистов. Хотя в некоторых компаниях сейчас идёт активный набор персонала – на расширяющиеся производства. Точно не останутся без работы менеджеры отделов прямых продаж и те, кто связан с интернет-продвижением и интернет-продажами. Если меры Правительства РФ сработают, возможно, никаких сокращений и не будет и будет даже рост зарплаты. Сейчас надо повышать свою квалификацию или  получать новые знания!

 

122 комментария

Читайте также

Полная версия