Летом трудиться в поле, выращивая картофель, овощи и ячмень, зимой — перерабатывать урожай и работать в швейном цехе. В течение всего года — работа в столовой и свиноферме. Можно еще получить новую специальность или среднее образование, если его нет. Примерно таковы ближайшие перспективы тех, у кого «так получилось» и они оказались в «поселкé».
В Бородинской колонии-поселении сейчас содержатся 266 человек. Она — одна из немногих, где отбывают наказание и мужчины, и женщины. Статьи у всех разные: мелкие воришки, пойманные с наркотиками, организаторы борделей. Среди них есть и женщины, родившие в стенах колонии. Дети с ними могут находиться здесь до исполнения им 3 лет, облегчая нарушительницам закона бремя отбывания наказания. Мамам положены более комфортные условия, улучшенное питание. К сожалению, не все потом продолжают воспитывать малышей сами.
Здесь же отбывают наказание виновники серьезных ДТП и те, кто оставил своих детей без алиментов.
Оказаться в последней категории ежегодно рискуют порядка 6,5 тыс. человек. Приставы отмечают: эта цифра примерно одинакова на протяжении последних нескольких лет. Одни должники исправляются и уходят из этого списка, но появляются новые.
40-летний Игорь Сафронов отбывает наказание в колонии-поселении уже третий месяц, до освобождения еще полтора. Оказался здесь после того, как уже был приговорен к обязательным работам за неисполнение отцовского долга. Положенное время отработал, но урок не усвоил.
- Я от приставов не прятался, всегда являлся по первому требованию. Когда узнал о том, что светят обязательные работы, то согласился — что ж поделать. После их окончания должен был найти официальную работу, но не смог. С бывшей женой не виделись, потому что она постоянно переезжала с ребенком, и я адреса их не знал. Дочь не видел уже шесть лет.
По словам Игоря, жена поступила с ним нечестно. Они развелись в 2013 году, но еще четыре года жили вместе. После встал вопрос о переезде в отдельную квартиру от родителей. Супруга отказалась, а Игорь обиделся и ушел. В том же 2017 году бывшая жена подала на него на алименты. Причем не с этого года, а с 2013-го. Поскольку весь этот период он не работал официально, долг насчитали ему по средней зарплате по России. Спустя еще три года — к моменту возбуждения уголовного дела — он составлял уже порядка 900 тыс. рублей.
Игорь признается, что несколько месяцев в колонии ему хватило для того, чтобы по выходу приложить больше усилий для официального трудоустройства.
- Это глупо потерянные полгода моей жизни. Не надо сюда попадать. Я не против работы и никогда без нее не сидел. Тут вот работаю поваром в столовой, встаю каждый день в 5 утра, чтобы всех накормить.
38-летняя Юлия Ларкина в этой колонии уже второй раз. В обоих случаях — за неуплату алиментов на сейчас уже 17-летнего сына. Женщина была несколько лет назад лишена родительских прав за злоупотребление алкоголем.
- На сына оформила опеку моя тетка. И она же подала на алименты. Долг сейчас около 800 тыс. рублей. Да, я понимаю, что я неправа. Как выйду, постараюсь больше не пить, на работу устроюсь. Но не знаю, как получится, — честно говорит Юлия.
Светлана Кучик, заместитель начальника отдела организации исполнительного производства УФССП России по Тульской области:
Светлана Кучик
- Принудительное взыскание алиментных платежей находится в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Тульской области на особом контроле. С начала 2022 года взысканная сумма по алиментам составила 62 млн рублей.
Для достижения указанных результатов судебными приставами-исполнителями применяется широкий спектр мер принудительного исполнения, предусмотренный законодательством. Кроме того, к должникам по алиментам применяются меры административного и уголовного воздействия.
На сегодняшний день судебными приставами Тульской области к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» привлечен 251 житель региона, к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» — 187 неплательщиков алиментов. Всего в Тульской области порядка 6,5 тысяч должников по алиментам.