1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Культура
  4. Тулячка Екатерина Лапынина восстанавливает редкую немецкую вазу XVIII века - Новости культуры, музыки, искусства Тулы и области - MySlo.ru
Тулячка Екатерина Лапынина восстанавливает редкую немецкую вазу XVIII века
Фото: пресс-служба музея-заповедника «Куликово поле»

Тулячка Екатерина Лапынина восстанавливает редкую немецкую вазу XVIII века

Экспонат был найден в фондах Тульского музея изобразительных искусств. Скоро он займёт своё место в экспозиции.

Части старинной вазы поступили в реставрационные мастерские в сентябре. Центральная часть представляла собой тулово яйцевидной формы, а места сколов выступающих деталей были замазаны краской. На одной стороне сохранилась фигурная ручка, а на другой — когтистые лапы существа, из туловища которого било пламя. От крышки вазы остались лишь осколки.

С 1939 года части вазы хранились в фондах Тульского музея изобразительных искусств. Кому принадлежала ваза и как она попала в музей — неизвестно. По клейму реставратор Екатерина Лапынина выяснила, что ваза изготовлена в Германии, на фабрике Мейсенской мануфактуры.

- Реставраторам при работе с сильно пострадавшими экспонатами очень важно опираться на точные данные, — говорит тулячка. — Ведь там, где начинается фантазия, — заканчивается реставрация.

Запрос в Германию остался без ответа. Разгадать загадку помогли российские специалисты, изучающие европейский фарфор. В 2010 году на аукционе в Лондоне была продана подобная ваза. Оказалось, что «тульский» экземпляр — один из предметов гарнитура, посвященного четырем стихиям Вселенной.

Так ваза выглядела до реставрации

Аллегорическую серию разработал выдающийся художник немецкого рококо, скульптор по фарфору Иоганн Иоахим Кендлер. «Тульская» модель, олицетворяющая огонь, как и остальные три — вода, воздух, земля, — была придумана им в 1748 году по заказу графа Генриха фон Брюля. Таких гарнитуров на заводах Мейсена было выпущено очень мало.

Оригинальная ваза была высотой 83 сантиметра и состояла из 3 частей — основания, тулова и крышки. Когтистые лапы, сохранившиеся на тулове, принадлежали дракону. Огненный факел был навершием крышки вазы, а сам сосуд стоял на основе, где был вылеплен мальчик с пылающим факелом. Теперь Екатерина Лапынина приводит вазу в экспозиционный вид.

- Самая сложная задача — восстановление дракона, — делится реставратор. — Его можно скопировать с аналога, но доступа к целому раритету или детальных изображений вазы у нас нет. Возможно, элемент декора будет восстановлен без полноцветных тонировок, чтобы выделить оригинальные и воссозданные части.

Все детали вазы будут смонтированы на металлическое основание. После завершения работ экспонат будет выглядеть так, каким его задумывал автор в XVIII веке.

справка myslo

Екатерина Лапынина работает реставратором по керамике в Государственном музее-заповеднике «Куликово поле» с 2004 года. В 2017 году ей присвоена квалификация художник-реставратор 2 категории.

Екатерина восстанавливает предметы археологии и этнографии музея-заповедника «Куликово поле» и реставрирует экспонаты из коллекций других российских музеев.

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

11 октября 2022, в 09:19 +4
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
В Туле на ул. Коминтерна установят светофор
В Туле на ул. Коминтерна установят светофор
Как оборонным предприятиям оформить списки на бронь от мобилизации: инструкция
Как оборонным предприятиям оформить списки на бронь от мобилизации: инструкция