Помните школьные ансамбли, вокально-инструментальные? Те самые, про которые поет ЧиЖ? Те самые, с которых все начиналось?
"Ты на басу, а я на ударных"
Именно с легкой руки "Битлов" в Туле пошло повальное увлечение вокально-инструментальными ансамблями. Никто ничего еще не умел, но все стали разбиваться на четверки. "Ты будешь играть на басу, а я - на ударных:"
А кто за ритм отвечает? Ни черта не знали, все по наитию. Легендарный Эдик Демидов, басист одного из первых тульских ВИА, никак не мог проиграть один фрагмент из песни "Все, что в жизни есть у меня...". Начинали уж и 20-й раз, и 30-й (!), а басист все ошибался:
Школьные танцевальные вечера все чаще проводились не под магнитофон, а под "живую" музыку: три гитары и барабаны. Как они играют, где фальшивят, никого не волновало. Эмоции захлестывали.
5 июля 1978 г. Тульский ВИА "Алые Паруса" репетировал в комнате
школьника на ул. Оборонной, а играл в парке на танцах.
Фото из архива Людмилы Зотовой. Прислала тулячка Галина Огнева (на фото вторая слева).
Вот тебе и "Шизгара"
В школу №24, что в Криволучье, приходили ребята из политеха, группа называлась "Зевс". О-о! Что это была за группа! У одного из музыкантов, имя его уж и не вспомню, гитара была в виде капли - сколько восхищения она вызывала у девчонок!
А еще была "клетка" в ЦПКиО - вот это были танцы! Девочки в платьицах, в туфельках собирались на вечер, как на смотрины. Программа известна: медленный танец, шейк, твист и непременно яркий свет. Лозунг "Темнота - друг молодежи" не проходил. А в клетке еще и милиция по периметру, так что драться за девчонок уходили в близлежащие елочки.
Кто как, а выпускники и выпускницы конца 70-х ходили в ДК комбайностроителей не столько танцевать, сколько смотреть: как играет "Зевс" или "Ступени". Не столько посмотреть, сколько послушать что-нибудь из "Beatles", "Rolling Stones", "Animals", "Uriah Heep" и, кoнечно, "Deep Purple".
"Не нааааада пе-чаалица, вся жизнь впереди!", "Веселей, ребята! Выпало нам строить путь железный, а короче - БАМ" раздается в зале, значит, опять комиссия из парткома, проверяют, чем занимается молодежь. Ряды пришедших на танцы заметно редеют. Вот тебе и "Шизгара"!
Пластинки "Битлз" появились в Туле в конце 60-х.
Тогда мало кто знал в лицо Маккартни и Леннона.
Первые записи "Веселых Ребят" разошлись
по стране на "костях" (пленках для рентгена).
И конечно "Ионика"!
"Голубятники!" - презрительно называли участников самодеятельных ВИА выпускники муз-училищ. Дескать, голубей им на крыше гонять, а не музыкой заниматься.
Техника игры и вправду была не виртуозной. Но все-таки участники школьных, а тем более институтских ВИА пользовались неизменным успехом. Когда они репетировали (их даже с уроков отпускали!), кто-нибудь обязательно просачивался в зал, с завистью наблюдая за муками творчества, спорами на сцене, понятными только их участникам.
Со временем ВИА стали состоять не из четырех, а из пяти и даже шести человек. Волевым решением комитеты комсомола вменили каждому ВИА в обязательном порядке взять девушку-вокалистку (или даже двух) и включить клавишные ("И конечно "Ионика"). Уж слишком сильно четверка парней напоминала идеологических врагов.
Стиль одежды продумывали не менее тщательно, чем сами песни. Строгие пиджаки-сюртуки (можно яркие), рубахи с воротниками поверх лацканов пиджака, рюшечки, жабо, яркие пуговицы.
Воссоздавали все по фото с фирменных пластинок, из журналов. Покупали, что могли, на барахолке или шили на заказ. И, боже упаси, никаких фенечек. Примером для подражания стали "Веселые Ребята", "Голубые Гитары", "Самоцветы", "Пламя" и т.п.
Хит "Deep Purple" "Smoke on the water..."
туляки пели так:"Смог на воде, смогу и в небе".
Не орать и не кривляться
Ни о каких спецэффектах и подумать было нельзя: волосы (хайр) были чуть-чуть длиннее, чем у призывников, тела музыкантов не имели права на малейшее движение, девушки-вокалистки в платьицах "за колено" могли улыбаться, слегка переминаясь с ноги на ногу.
Подвижность на сцене осуждалась: это что за буржуазные выкрутасы? Никаких визгов, взгляд строго перед собой.
Английские тексты записывали на слух. Если совсем ничего не понимали, то просто копировали музыку. Тексты безбожно перевирались. Помню, танцевали под "Дом восходящего солнца", но без слов. Так безопаснее. Никакой иностранщины!
Продолжение следует.
Анатолий Кондратьев, основатель ВИА "Фанты":
"Инструменты покупали в основном у поляков и юго-славов. Дело это было подсудное, называлось "спекуляцией". Импортная гитара стоила около двух-трех тысяч рублей, а самые навороченные американские доходили до пяти тысяч! Мы с ребятами аппаратуру сделали сами. Мы жтуляки!"
Ольга Кудряшова.
Фото из читательской почты.