1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Народный журналист
  5. «Дорога-то железная, а люди — золотые» - Блог «Народный журналист» - MySlo.ru
«Дорога-то железная, а люди — золотые»

«Дорога-то железная, а люди — золотые»

Каждый год в первое воскресенье августа в нашей стране отмечается День железнодорожника. Этот праздник касается каждого из нас, потому что вряд ли найдется человек, который хотя бы один раз не проехал в поезде.

Хочу поделиться своими воспоминаниями о железнодорожниках, этих прекрасных людях. 

станция урванка

Моя старшая сестра Любовь Николаевна Козлова всю свою трудовую жизнь была железнодорожницей и ушла на пенсию в этом качестве. Долгое время в 1950-е — 1960-е годы она работала на станции Урванка, которая находилась в трех километрах от Сталиногорска (теперь Новомосковск).

В детстве я слышала такую историю. Был в деревне один разбойник по кличке Урван. Отсюда и произошло название этой местности — Урванка. Также стала называться Станция.

Моя сестра работала на стации весовщиком. Смены были дневные и ночные. После ночной смены — два дня отдыха. Когда на станцию прибывали товарные поезда с каким-либо грузом, она выходила к ним и в любую погоду по несколько часов, пока шла разгрузка вагона, стояла там, принимала груз. Грузчики доставали мешки с гречкой, мукой, сахаром или другими товарами из вагона и относили их на склад, где всегда поддерживались определенная температура, чтобы продукты долго могли сохраняться.

Некоторые грузчики были такие сильные, что легко, как игрушки, брали в каждую руку по пятидесятикилограммовому мешку.

А весовщик считала количество мешков, потом все данные заносила в вагонные листы. Я помню эти пачки узких длинных вагонных листов. Весовщик при заполнении документов пользовалась специальными пёрышками. Пёрышки были стеклянные, выполненные в форме репки с продольными наискозь углублениями на них, по которым равномерно стекали чернила.


Любовь Николаевна Козлова в годы
работы на станции Урванка.

Весовщик обычную ученическую ручку со вставленным в неё пёрышком опускала в чернильницу и через копирку заполняла вагонные листы. Некоторые документы весовщики печатали на машинке и тоже при этом пользовались копировальной бумагой.

Работницы станции носили железнодорожную форму: черные платья из ткани в рубчик с небольшими металлическими пуговицами на груди, а по линии талии — поясок. Платье украшал белый воротничок. Женщины в таком наряде выглядели строго и красиво. Через определенное время выдавалась новая форма.

Все мы жили бедно, и я помню, как однажды из платья, отслужившего свой срок, Люба сшила мне юбку, которую я еще некоторое время носила. Ткань была очень прочной.

Лучшим работникам руководство вручало Почётные грамоты, а их фотографии помещались на Доску почёта. Фото моей сестры тоже было там, а дома хранилось много грамот. Её трудовая книжка была исписана многочисленными благодарностями. Получали они и денежные премии. Так поощрялись лучшие железнодорожники.

На Урванке была своя амбулатория. Больница для железнодорожников находилась в соседнем городе Узловая. Также железнодорожники могли проходить курсы лечения в больнице в г. Химки Московской области. По путёвкам они отдыхали и проходили профилактическое лечение в разных санаториях страны. Я вспоминаю (и это запечатлено на фотографиях), что Люба отдыхала в санатории Краснодарского края и в г. Сходня Московской области.

Люба не раз мне говорила и гордилась этим, что на железной дороге всегда строгая дисциплина и работают на ней ответственные люди.

Поезда всегда прибывали и отправлялись по всей территории страны строго по расписанию и что немаловажно, железнодорожный транспорт был самым дешёвым средством передвижения. 

Железнодорожники ездили в поезде по области бесплатно и один раз в год могли бесплатно поехать в любой уголок нашей страны.

Ежегодно работники станции Урванка (как и на других в стране) сдавали экзамены. Конечно, они всё хорошо знали, но каждый раз повторяли все правила, а также те новшества, которые вносились в билеты экзаменов. У моей сестры дома были соответствующие учебники, и я видела, как она готовилась к экзаменам, читая и перечитывая их. 

И ещё об одном важном факте хочу сказать. Если где-то на железной дороге страны происходило ЧП, то по всем станциям рассылались телефонограммы, и везде эти случаи рассматривались, прорабатывались, чтобы больше не допустить подобных неприятных ситуаций. На таком высоком уровне была профилактическая работа.

Сначала железнодорожники ютились в старом здании станции, но со временем было построено новое с удобными кабинетами, с просторным залом ожидания.

Я помню, зал украшала большая репродукция картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» в красивой рамке. Пассажиры, ожидая поезд, могли любоваться этой картиной и в деталях рассмотреть её.

Железнодорожная контора находилась на четвёртом этаже одного из домов Сталиногорска по улице Комсомольской. А на первом этаже был расположен клуб железнодорожников с небольшим уютным залом, где горожане могли посмотреть демонстрируемые в нём фильмы.

Когда у меня были летние каникулы, моя сестра нередко брала меня с собой на работу. Ещё в пятом классе я на работе у Любы научилась хорошо печатать на машинке. Сотрудники станции разрешали мне это делать. Они выполняли свою работу, а я увлечённо занималась эти новым для меня и важным делом. Это умение потом пригодилось мне и когда я училась в институте, и особенно в моей последующей работе.

Я бывала на Урванке и в юношеские годы. Знала по фамилиям многих сотрудников станции.

Бывало, мы с сестрой и работники станции ходили друг к другу в гости. Я и теперь помню этих приветливых, простых, преданных своему делу, готовых при необходимости прийти на замену друг другу, красивых женщин. Это Зина Макунина, Катя Почуева, Шура Стребкова. Самой молодой из них была Люда Кургина, улыбчивая милая девушка. А непосредственным их начальником был мужчина пожилого возраста, уважаемый всеми сотрудниками Анисим Ильич Зеленков.

У железнодорожников были свои профессионализмы, то есть слова и выражения, присущие данной профессии.

Так железнодорожники никогда не говорили «ходить по линии» или «перейти линию». Они говорили «ходить по путям». Мы говорим «поезд подошёл к первому пути», а железнодорожники непривычно для нашего уха произносили «к первому путю».

Среди них самих ходил анекдот, который обыгрывал этот профессионализм.
Вот он: «Дежурный по станции объявляет по радио: „Граждане пассажиры! К первому путю подходит поезд из Воркутю. Ой, граждане пассажиры, не к первому путю, а к третьему путю. Ой, чтой-то я мутю, когда у меня всего два путю“.

Так они сами посмеивались над собой. В известной песенке поётся: «Пускай капризен успех, он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой». А все сотрудники станции были очень успешными в своей работе.

БЫВШИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ НЕ БЫВАЕТ

Дома у железнодорожника должно было быть что-то, что всегда напоминало бы об их работе. Люба приобрела «Атлас железных дорог СССР». Все даже небольшие дороги, самые маленькие станции были отмечены в нём. Атлас был цветной, красивый и его хотелось просто рассматривать, познавать свою страну через сеть железных дорог.

Железнодорожники всегда организовывали летний отдых своих детей. На стации Настасьино от Новомосковской железной дороги функционировал пионерский лагерь «Дружба». Так получилось, что я, учась в институте, проходила там практику. Через много лет я написала о работе этого лагеря в «Новомосковской правде». Благодаря этой публикации через пятьдесят с лишним лет я встретилась с бывшей пионеркой из своего отряда Любой Соповой. Её мама работала на железной дороге, и Люба каждый год отдыхала в этом лагере. Теперь мы с ней общаемся.


Пионерский лагерь «Дружба» от Новомосковской железной 
дороги. 1965 года. Третья справа Полина Козлова, рядом пионерка ее 
отряда Люба Сопова. Следующая встреча состоялась через 50 с лишним лет.

Каждый год в первое воскресенье августа в нашей стране отмечался День железнодорожника. Мы в семье всегда поздравляли Любу с этим праздником. Сохранилась, например, моя поздравительная телеграмма, которую я прислала ей из Куйбышева (теперь Самара), путешествуя по Волге.

А знакомый нашей семьи прислал ей красочную телеграмму из г. Баренцбурга с острова Шпицберген. И эти знаки внимания через столько прошедших лет вызывают ответные теплые чувства.

А по радио в этот праздник целый день звучали песни советских композиторов про железнодорожников, шли концерты по заявкам. Красивые мелодии, задушевные слова песен создавали праздничную атмосферу. Мы слушали песню, в которой отражалась суть профессии железнодорожника:

Железная дорога, 
Характеры крутые,
Дорога-то железная,
А люди - золотые! 

Железнодорожники весь день пребывали в приподнятом настроении: их праздник вместе с ними отмечала вся страна!

Моя сестра Любовь Николаевна Козлова любила свою работу. Она мне говорила, что даже спустя годы после ухода на пенсию, если она слышала звук приближающегося поезда, обязательно оборачивалась и смотрела, пока он проходил мимо. Не могла этого пропустить.
Бывших железнодорожников не бывает!

Автор текста Полина Козлова, г. Донской Тульской области. 

На заставочном фото: Станция Урванка. Рисунок Елены Моисеевой, члена Союза художников России. 

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

6 августа 2023, в 09:00 +9
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
И снова о почте России...
И снова о почте России...
Тульское небо 2023
Тульское небо 2023