1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Места
  5. Шедевры тульского цирка - MySlo.ru
Шедевры тульского цирка

Шедевры тульского цирка

Тула знаменита не только своими ружьями, самоварами и пряниками. Она еще и родина уникальных цирковых программ, многие из которых были задуманы и поставлены в нашем городе впервые в мире!

Цирк на льду

Аттракцион с таким названием был выпущен в Туле в 1964 году. Его постановщики — режиссеры Арнольд Арнольд и Николай Степанов. В ярком праздничном спектакле номера различных жанров исполнялись артистами, вставшими на коньки. Такого прежде никогда не было! При этом многие из участников программы сделали это впервые в жизни. А юная гимнастка из Душанбе Татьяна Лебедева раньше даже никогда не видела ни снега, ни льда.

Затея для того времени казалась нереальной. В мире было очень популярно американское ледовое ревю «Холидей оф айс», а в Советском Союзе по его образу и подобию был создан «Балет на льду». Но цирк — это совсем другое. Специально для новой программы проводился набор артистов в 29 городах СССР. Желающих стать участником оказалось 3500 человек, из которых выбрали 54 лучших. Многие из них репетировали днем и вечером, а с утра сидели за партами, заканчивая среднюю школу. 23 артиста потом еще и заочно окончили институты. Репетиции начались в Костроме, а с июля 1964 года коллектив переехал в Тулу.

На премьеру программы «Цирк на льду», которая состоялась 16 октября 1964 года, приехали импресарио из всех социалистических стран, а также акулы капитализма, оставшиеся в восторге от увиденного. За право снять представление на кинопленку предлагали огромные деньги, но наши наотрез отказывались: мы и так эту программу будем продавать по всему миру.

Становление программы проходило при участии не только всех работников цирка, но и многих предприятий города, изготовлявших уникальный инвентарь. Впервые было придумано положить рисунок под лед, который смотрелся очень красочно. Поражали воображение и многие показанные номера.

Так, например, Валентина Ямщикова стала первой из женщин, выполнивших сальто на льду. Впервые в мире был сделан номер «Батут на льду», где акробаты должны были отталкиваться от сетки коньками. Впервые появились акробаты на подкидных досках. Взлетев с доски, они выкручивали сальто, двойное сальто, сальто-бланш и приходили коньками на лед или на шест, который горизонтально держали партнеры.

Еще одной фантастической, но реализованной идеей стали акробаты на першах (высоком вертикальном шесте) под руководством Виктора Ломакина. До того считалось, что балансировать перш на коньках невозможно: чтобы удерживать шест, на вершине которого партнер выполняет акробатические номера, нужна неподвижная точка. Однако участники номера смогли решить не только эту проблему. Виктор Ломакин придумал еще один трюк — удерживать перш на ходулях с коньками. Он ставил на плечо перш, на который поднимался партнер, и исполнял стойку на руках. И так они двигались по кругу.

На коллегии цирковых артистов номер Ломакина вообще не хотели утверждать — по той причине, что его невозможно осуществить. На что Виктор предъявил комиссии фотоснимки: трюки, которые он просил разрешить, уже были воплощены на практике.

Постановщик Арнольд Арнольд придумал и главный номер цирка на льду. Он поставил на коньки медведей и предложил им сыграть в хоккей. Так родился настоящий цирковой шедевр. Опять же впервые в мире.

Медвежий хоккей — визитная карточка Цирка на льду.

Программа «Цирк на льду» с успехом каталась по стране и по миру около сорока лет. Подобные программы создаются и сейчас, но могут удивить только новыми костюмами, придумать же принципиально новый номер на льду уже невозможно.

Конный цирк

Народный артист РСФСР, создатель многих превосходных конных аттракционов Михаил Николаевич Туганов сейчас изображен на одном из витражей тульского цирка. То есть это один из знаковых артистов в нашей истории. В 1965 году Михаил Николаевич в Туле поставил уникальную программу по заказу французов «Конный цирк» или «Тула — Париж».

Конники представляли самые разные народы большой страны: русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, осетины, дагестанцы, туркмены, цыгане. Туганов соединил в одну программу все существовавшие когда-либо конные жанры. Даже клоунаду! Многие номера были созданы впервые. Например, лошади танцевали на манеже без дрессировщика. Значились в программе и русская тройка с бубенцами, и борьба медведя со своим поводырем. Одним из центральных номеров была «Воздушная карусель» Анны и Мстислава Запашных, впервые тогда появившихся на манеже. Мстиславу Запашному было всего 27 лет. Акробаты-вольтижеры после номера под куполом цирка опускались в манеж, на крупы лошадей, и продолжали свой номер.

Дрессировщики лошадей Людмила Котова и Юрий Ермолаев. Конно-балетная сюита «Штраусиана».

Тульский цирк совершил настоящий трудовой подвиг, выпустив этот спектакль. В нем участвовало около 100 лошадей, а цирковые конюшни были рассчитаны всего на 24 места. И проблема как комфортно разместить остальных была невероятно сложно решаемой. Но для того коллектива не было нерешаемых задач.


Конно-хореографическая композиция «Русская березка».

Премьера спектакля состоялась 25 сентября 1965 года. На ней присутствовал заместитель мэра Парижа, специально приехавший в Тулу. За постановку Михаил Туганов был награжден орденом Трудового Красного знамени.

Арсенал и щит России

В ноябре 1966 года к 25-летию обороны города состоялась премьера героической пантомимы «И арсенал и щит России» в постановке режиссера А. И. Вольного. Этот спектакль открыл большой цикл цирковых постановок, посвященных Великой Отечественной войне. Сценарий к нему написал лауреат Государственной премии Ю. П. Чепурин. В газетах писали, что это был синтез героики и лирики, подлинной драматургии и буффонады.

Героическая пантомима «И арсенал и щит России».

По эскизам художника тульского драмтеатра Л. Брустина предприятия Тулы изготовили не только костюмы, но и соответствующий реквизит: зенитные орудия, оружие, танки.

События спектакля описывали осень 1941 года. В прологе спектакля был запечатлен как бы в бронзе памятник людям, оборонявшим город, — молодой красноармеец, рабочий и девушка-сандружинница. В спектакле были сцены «У стен города», «Гибель юной партизанки», которая вместо фашистского поднимает на вышке красный флаг (артистка Марина Волжанская), «Соловьи, соловьи» — мечты военного о мирной жизни», «Тульский лес», «Самовар-самопал».

В финале спектакля участники исполняли песню «Тула оружейная».

Цирк на воде

Эта программа была поставлена к 50-летию Октябрьской революции, а ее премьера состоялась 13 ноября 1967 года. Это была победа не только советского цирка, воплотившего в жизнь новаторские идеи, но и целого города. Все оборудование было спроектировано и создано при участии специалистов 42-х оборонных тульских заводов, повторить которое не могли ни в одном водном цирке мира по меньшей мере очень долго. Разработано оно было проектировщиками тульской организации «Мосбассгипрошахт». Большую часть оборудования поставили Скуратовский экспериментальный завод, опытно-экспериментальный завод Углеметаллургстроя, Котельно-вентиляторный завод, «Красный октябрь», Завод торгового оборудования, Хомяковский машиностроительный завод, Тульское монтажное управление Центроэлектромонтажа и многие другие тульские предприятия, по соображениям цензуры не существовавшие в открытой печати.

Первое в мире шоу «Цирк на воде».

Первое отделение представляло из себя традиционную программу. А после антракта начиналась водная феерия. Это тоже было очень сложной задачей: потоки воды устремлялись по специальному металлическому лотку и за несколько минут должны были заполнить манеж, емкостью 240 кубометров, превращавшийся в огромный бассейн. Плексигласовый бассейн с его механически выдвигающимися мостиками и площадками, многообразие фонтанов, оригинальная подсветка создавали у зрителей праздничное настроение. Одновременно работающие 26 фонтанов тоже были технологическим шедевром.

«Русские самоцветы»

Шоу «Русские самоцветы» задумывалось как демонстрация многогранности культуры огромной страны. Именно с него началось очень мощное направление в советском искусстве, называемое «а ла рус». Уже в парад-прологе русская девушка в праздничном наряде отвешивала низкий поклон зрителю — дорогому гостю, как бы приглашая его принять участие в веселом народном гулянье, полюбоваться талантами-самоцветами, на которые так щедра родная земля.

Идея постановщиков была в том, чтобы создать на манеже истинно русскую программу. Прежде даже в лучших программах, поставленных в Туле, с мировой известностью, — «Цирк на льду», «Конный цирк» постановка была традиционной.

Режиссером-постановщиком спектакля стал выпускник ГИТИСа Вилен Головко, для которого «Русские самоцветы» были дипломной работой. Костюмы для артистов придумывала художник Марина Зайцева — жена известного модельера Вячеслава Зайцева. Она одела артистов в ситцевые рубашки, а из палехских платков сшила мужские пиджаки. Это было абсолютным новаторством. Потом эти идеи ушли на Запад и использовались в моделях ее мужа. Также идеей Марины Зайцевой было сделать форганг — цирковой занавес с элементами рисунка-чеканки, очень тогда популярной.

Первая в мире полностью национальная цирковая постановка «Русские самоцветы».

Одним из самых зрелищных в программе был постановочный аттракцион «Каменный цветок» Валентины и Виктора Эдеров по знаменитому бажовскому сказу. Только на помощь Даниле, искавшему заветный камень мастерства, приходили медведи. Один из них кувалдой сокрушал каменную глыбу, другой нагружал породой вагонетку и увозил ее. Мишки доставали из колодца воду, пилили бревно, танцевали, играли на музыкальных инструментах. Один из совсем не косолапых артистов взбирался по першу на трехметровую высоту, чтобы продемонстрировать там стойку на передних лапах. По-настоящему уникальный реквизит для этого номера изготовили на тульском заводе «Штамп».

Дрессированные медведи Эдеров делали самые разнообразные трюки.

Еще одной визитной карточкой программы был акробатический аттракцион «Гигантские шаги» под руководством Александра Бондарева — хитроумное сочетание качелей, гигантских шагов с перекрестными подкидными досками, ошеломлявших фейерверком прыжков — двойных, с пируэтом, с сальто-мортале, арабских. Многие из них в то время никто в мировом цирке не исполнял.

Еще одним новаторством для своего времени стало музыкальное оформление. Едва ли не впервые на советской эстраде русские народные песни зазвучали в современной обработке, в ритмах рок-н-ролла. В 1970 году это еще было на грани фола. Специально для программы купили ударную установку, усилители, электрогитары.

«Хан Гирей» и «Доктор Фауст»

В 1975 году тогда еще студент ГИТИСа Александр Калмыков в качестве своей дипломной работы поставил в тульском цирке феерическую конно-цирковую пантомиму «Хан Гирей» по известному произведению Пушкина. Это была уже вторая попытка в истории перенести действие «Бахчисарайского фонтана» на манеж цирка. Но если первая попытка под названием «Бахчисарайская легенда» была больше балетным зрелищем, то в тульском варианте ее максимально приблизили к первоисточнику. Разве что в поэме Зарема была «стражами немыми в пучину вод опущена», то в пантомиме (цирк все же!) ее сжигали в шатре и она исчезала.

В «Хане Гирее» была задействована вся труппа артистов, а в номерах, боях и других сценах — тридцать лошадей.

В качестве сюрприза для зрителей были слонята Чанги и Зита дрессировщика Сарвата Бегбуди и поставленный в тульском цирке уникальный аттракцион «Молодые звезды» Владимира Волжанского, представлявшего известную цирковую династию. Он реализовал уникальные трюки на горизонтальном и наклонном канатах.

В пантомиме «Хан Гирей» было задействовано 30 лошадей.

А 30 декабря 1980 года в Туле прошла премьера новогоднего представления «Легенда о докторе Фаусте», также поставленной Александром Калмыковым.

Сам Александр Дмитриевич вспоминал о ней такую историю:

— Помню, меня за эту новогоднюю сказку один большой чиновник отчитывал: «Как вы можете брать такую тему? Это же классика!» Но Фауст есть же не только у Гете. Это легенда, которая существовала давно. 30 или 31 декабря вдруг мне говорят: приехал Олег Попов. А артисты часто заезжают просто так, цирк ведь для них как дом родной. Оказывается, он просто заехал по дороге в Москву. И тут пошли звонки для артистов, сигнализирующие о том, что сейчас начнется представление.

Олег Попов спрашивает: «Что это у тебя там, елка? Пойду, посмотрю».

А я боялся: человек он очень непростой, и мнение его для меня важно. Говорю: «Давай лучше еще посидим, пообедаем».

«Нет, я хочу посмотреть».

А там в конце спектакля у меня Фауст погибает, и все его враги говорят, что он был их лучшим другом. Прихожу за Олегом в ложу, он стоит плачет. Он вообще был очень эмоциональный человек.

Я: «Олег, что-то случилось?»

Он отвечает: «Даже не понимаешь, какой ты спектакль поставил!»

Потом сел в машину и уехал.

Вдруг 2 января мне звонит секретарь нашего генерального директора и говорит сердитым голосом: «Вы там что-то понаделали, к вам едет большая делегация». А что значит большая — двадцать машин. И сам генеральный, и все его замы. Оказывается, Олег Попов приехал в Москву, пошел к генеральному и говорит: «Вот вы здесь штаны просиживаете, а в Туле шедевр создали». Гендиректор Колеватов распорядился, чтобы все руководители подразделений 2 января отправились в Тулу. Когда я эту делегацию встречал, они на меня смотрели, как на врага народа.

Колеватов славился тем, что умел красиво говорить. И вот он выступает: «Я работал в Большом театре, видел многое. Это настоящий шедевр, выдвигаю его на Государственную премию». Аплодисменты. Вечером все поужинали, собираются в Москву. Я спрашиваю одного пожилого зама: «Что, действительно мне будут премию давать?» Он говорит: «Да об этом уже завтра забудут». Так и произошло.

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

16 апреля 2022, в 11:00 +15
Другие статьи по темам
Событие
Место

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Таинственные путешествия Петра I: как в Тулу возвращался памятник царю
Таинственные путешествия Петра I: как в Тулу возвращался памятник царю
История тульского памятника Петру I
История тульского памятника Петру I