1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Люди
  4. Интервью
  5. Светлана Крючкова: Настоящая я – в «Большой перемене» - MySlo.ru
Светлана Крючкова: Настоящая я – в «Большой перемене»
Фото Александры Богомоловой.

Светлана Крючкова: Настоящая я – в «Большой перемене»

В ДК «Ясная Поляна» прошёл творческий вечер народной артистки России, великолепной, яркой и самобытной Светланы Крючковой. 

«В разноголосице девического хора…» — так называется поэтическая программа актрисы, посвященная 125-летию Осипа Мандельштама. В исполнении артистки прозвучала любовная лирика поэта и трогательные истории ее создания.

Марина Цветаева, Анна Ахматова, Ольга Гильдебрандт-Арбенина, Ольга Ваксель, Мария Петровых — вот адресаты любовных стихотворений Осипа Мандельштама. В первом отделении Крючкова читала стихи и истории влюблённостей поэта, а во втором — листки из дневника Анны Ахматовой, в которых она писала о Мандельштаме.

Светлана Николаевна приехала в гости к тулякам с больной ногой — на сцену Крючкова вышла, опираясь на две палочки.
- Извините, у меня травма ноги. Но я решила, что лучше так приеду к вам, чем вообще отменю встречу, — сказала актриса зрителям. Зал поддержал её аплодисментами.
 

Светлана Николаевна много раз признавалась, что комфортнее всего она чувствует себя в своём доме. И как всякий Рак, любит часть вещей возить с собой по миру. В Тулу Крючкова приехала со своей большой кружкой, вместо скатерти постелила на столик шёлковый платок — подарок младшей невестки. И, конечно же, на гримировальном столике весь концерт её прождал талисман — желтый плюшевый Эхо, подарок сына, с этой игрушкой актриса не расстаётся уже много лет.
 

Для зрителей Крючкова привезла с собой диски со стихами и песнями и несколько экземпляров книги, в которой она описала свой жизненный путь:
- Она написана от первого лица, безыскусно, не для специалистов. Это моя жизнь до нынешнего момента — мне 66 лет. Я уже дважды вернулась с того света и, слава Богу, пока ещё живу. Когда я узнала, что больна (у Светланы Николаевны онкология. — Прим. авт.), у меня первая мысль была — надо завещание переписать, чтобы разборок не было. А вторая мысль — какой кошмар, я же не успела записать гражданскую лирику Марины Цветаевой (смеётся). Вот об этом я переживала. В следующем году Марине — 125 лет со дня рождения, и я надеюсь, мы всё это приведём к общему знаменателю.
 

А после творческого вечера Светлана Крючкова оставила автограф на дисках и книгах всем тулякам и с каждым сфотографировалась — на память.
 

Ну, а когда разошлись все зрители, Светлана Николаевна дала интервью тульским журналистам.
 
— Светлана Николаевна, спасибо за стихи! Какой цикл стихотворений Вы бы хотели ещё привезти в Ясную Поляну?
- У меня очень много программ. Всё, что я читаю, — годится! Это одна высота, Парнас. Я никогда не отбираю поэтов и их произведения головой, мне нужно «заболеть». Если я читаю, у меня температура поднимается, мне горячо, мне больно — это моё. На будущий год надо Марину привозить — у неё 125-летие, как в этом году у Мандельштама. В прошлом году 125 лет было Пастернаку — гений, но не моё. Я его читаю ровно настолько, насколько требуется образованному человеку.
 

— Как Вы оцениваете сегодняшний театр, в котором очень многое — для смеха?
- Я не хочу такой театр. Но зрители сами виноваты — они же деньгами голосуют. Я играю в театре «Вассу Железнову», первую редакцию 1910 года, ту, что Горький написал при батюшке царе. Играю «Игрока» Достоевского. Не хочу играть Вырыпаева, Гришковца, для меня это — не уровень и не драматургия. Хуже не бывает.
 
— Вы сказали, что были в Ясной Поляне много лет назад. Какой она Вам запомнилась и как встретила сейчас?
- Много лет назад мы были здесь проездом. Тогда мы буквально пробежали по Ясной Поляне, нас водила Нина Алексеевна Никитина, я её запомнила, она произвела на меня сильное впечатление. И сильное впечатление произвела сама усадьба — я не ожидала, что настолько всё просто, минимально. Я сама по гороскопу Рак, я люблю функциональные подарки. Если дарят что-то из разряда «поставьте на полочку», я тут же передариваю. Ставить мне некуда, у меня на полочках книжки. У меня была мечта — привезти в Ясную детей, показать, насколько скромно жил писатель. Здесь дышать легче, становишься спокойнее, начинаешь думать о чем-то важном, куда-то уходят все суетные мысли. Дорога сюда была непростая — ехали из Петербурга на Сапсане, потом из Москвы сюда. Приехали, вышли — ну так хорошо!
 
Воздух, тишина, покой, и люди такие доброжелательные. Нас встретили, домашним борщом накормили. А как у меня в номере пахнет яблоками! Живыми, яснополянскими. Я даже сегодня ночью вставала и их ела.
 
Я живу в самом центре Петербурга, на Фонтанке, где «чижик водку пил». Таких яблок я не вижу. Когда меня сюда пригласили, я попросила уехать отсюда 31 октября. Мне так хотелось побыть здесь ещё день, несмотря на свою ногу, пройтись спокойненько, надышаться, напитаться Ясной Поляной. Жизнь короткая, я стараюсь сейчас как можно чаще бывать в хороших местах.
 

— В Вашей фильмографии около сотни ролей. Какие съёмки до сих пор вспоминаете с особой теплотой и любовью?
- Каждый фильм — это как ребёнок. Для каждой картины собирается группа. Ненадолго — остановись, мгновенье, ты прекрасно! Но наверное «Старший сын», 1975 год. За время съёмок у нас состоялись четыре свадьбы! Я бросила Москву, МХАТ и уехала в Ленинград, практически на улицу. Уехала к человеку, которого я любила, а мы с ним даже не расписывались (это был оператор Юрий Векслер). Миша Боярский женился на Ларисе Луппиан, Коля Караченцов женился на Люсе Поргиной, и Коля Никольский, который играл лётчика, тоже женился во время съёмок. Мне кажется, что эта картина пропитана влюблённостью, ведь мы все были влюблены!
 

Светлана Крючкова и Михаил Боярский. «Старший сын», 1975 г.
 
— Вы много работали вместе с Евгением Леоновым. Каким Вы его запомнили?
- Да, мы играли с ним в «Старшем сыне». В «Большой перемене» он играл моего папу, а в «Женитьбе» уже — моего жениха. Евгений Павлович был достаточно скромным человеком, очень добрым. Мы ещё ездили деньги зарабатывали — выступали перед зрителями. Он актёр огромного диапазона, несмотря на свою специфическую внешность. Он читал драматический монолог Иванова — зал сидел не шелохнувшись. Потом чуть отдыхал и выходил уже с уморительно смешным скетчем — я каждый раз смотрела на него из-за кулис и каждый раз задыхалась от смеха. Он никогда не выпячивал себя на площадке. На «Большой перемене» он и был для меня папой. А я была студентка, кстати, полуголодная.
 

«Женитьба», 1975 г.
— Сейчас в моде ремейки на старые фильмы. Если бы вдруг кто-то решил переснять «Большую перемену», кого бы Вы хотели видеть в роли Вашей Нелли Леднёвой?
- Никого! Я это ужасно не люблю ни в кино, ни в спектаклях. У Георгия Александровича Товстоногова было такое выражение: «Тема закрыта». Вот сыграла Софи Лорен Филумену Мортурано — и я считаю, что тема закрыта. Сыграли, точнее, прожили, Гурченко и Любшин в гениальном фильме Михалкова «Пять вечеров» — они знают, что такое война, они прожили, перестрадали это. И больше не надо! Пишите своё, про свою жизнь, что вы всё копируете? Кстати, в роли Нелли из «Большой перемены» больше всего отражена моя суть. Я была очень милой, лирической девочкой, пока жизнь меня не замордовала.
 


«Большая перемена», 1973 г.

— Моя любимая Ваша роль в фильме «Похороните меня за плинтусом»…
- Я еле выжила на этих съёмках. Роль далась очень тяжело. Ты же играешь и всё равно натаскиваешь это на себя. У меня там был такой замечательный партнёр Саша Дробитько, мы до сих пор дружим. У Андрея Малахова была программа, там были все мои кинодети. Эсэмэски на праздники — всегда.
 

Саша Дробитько и Светлана Крючкова. «Похороните меня за плинтусом», 2008 г.
— Актёрский мир достаточно сложный, есть ли у Вас друзья, которых Вы можете назвать «круглосуточными»?
- Есть, но они не артисты. Среди актёров есть единственный человек из нашего театра, о котором я могу сказать, что дружу с ним и которого глубоко уважаю — это Нина Усатова. Мы с ней сидим в одной гримёрной, она гениальная артистка, я не понимаю, как она играет. Она стоит на сцене и молчит — от неё глаз не отвести! Она потрясающий человек, широкой души, с большим сердцем. Очень порядочный, очень добрый. А так у меня друзей мало, с годами их круг сужается.
 
— На Новый год уже есть планы?
- 31 декабря вечером я играю «Игрока» в БДТ. А затем 3 и 4 января.
 
— Ваше пожелание всем тулякам.
- Оставаться такими же влюблёнными в поэзию и в жизнь. В провинции люди чище, менее суетные, у них есть время для души. Успейте прожить, прочувствовать. Если это любовь — от первого прикосновения к руке. Помните, у Цветаевой — «руку о руку слышно». А где ещё это так прочувствовать, как не в Туле, где рядом такое благословенное место — Ясная Поляна.
 

«Не может быть!», 1975 г.
 
Из досье Myslo
Светлана Николаевна Крючкова
Родилась 22 июня 1950 г. в Кишинёве, Молдавская ССР.
Народная артистка РСФСР (1991 г.), лауреат премии «Ника» (1990 г., 2010 г.).
Окончила Школу-студию МХАТ.
Президент кинофестиваля «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге.
Семья: третий муж Александр Молодцов, художник-декоратор. Сын Дмитрий Векслер (1981 г. р.), сын Александр Александрович Крючков (1990 г. р.).
Избранная фильмография: «Большая перемена», «Не может быть!», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Родня», «Курьер», «Царская охота», «Глаза», «Старые клячи», «Брежнев».

 

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

31 октября 2016, в 18:03 +10
Другие статьи по темам
Событие

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Празднуем Новый год-2017 в кафе или ресторане
Празднуем Новый год-2017 в кафе или ресторане
Ночь искусств 2016
Ночь искусств 2016