4. Историю Черного моря прочли в сталагмитах - Архив Тульских новостей - MySlo.ru
Историю Черного моря прочли в сталагмитах

Ученые восстановили динамику уровня воды в Черном море в последние 670 тысяч лет. Работа специалистов опубликована в журнале Nature Geoscience, а коротко о ней пишет портал Science News.

Состав воды Черного моря довольно сильно изменялся во времени из-за притока пресной воды из рек, а также из-за регулярных контактов с водами Средиземного моря через мелкий пролив Босфор и Эгейское море. Однако до сих пор ученые не могли определить точное "расписание" этих изменений из-за недостаточного количества осадочных пород.

Авторы новой работы выбрали в качестве ориентира сталагмиты в пещере Софулар, расположенной в северной части Турции в десяти километрах к югу от Черного моря. Сталагмиты представляют собой застывшие столбы из солевых слоев, источником соли для которых была морская вода, испарявшаяся из Черного моря. Вода проливалась дождем на побережье и из образующихся на поверхности луж просачивалась в пещеру.

Ученые анализировали изотопный состав кислорода в солевых слоях (изотопами называют атомы одного и того же элемента, в ядрах которых содержится различное число нейтронов). Соотношение изотопов кислорода-16 и кислорода-18 в Черном и Средиземном морях достоверно отличается, так что, изучая этот параметр, исследователи могут установить, перемешивались ли воды двух этих морей. Изотопный состав речных стоков также заметно отличается от морского.

По итогам своей работы авторы выяснили, что перемешивание Черного и Средиземного морей за последние 670 тысяч лет происходило как минимум 12 раз. Кроме того, исследователи заключили, что как минимум семь раз в Черное море попадала вода из Каспийского моря. Перемешивание морей могло происходить из-за таяния на Земле ледников и общего подъема уровня воды на планете - моря попросту выходили из своих берегов.

Одна из гипотез возникновения Черного моря в современном виде предполагает, что оно появилось в результате затопления - считается, что около 7,5 тысяч лет Средиземное море перелилось через край и смешалось с водами крупнейшего пресноводного озера, которое существовало на месте Черного моря.

Недавно другой коллектив исследователей выяснил интересные детали истории Средиземного моря - ученые установили, что около 5,3 миллиона лет назад оно наполнилось водой в результате катастрофического наводнения, причем подъем уровня воды произошел всего за два года.

Источник: lenta.ru