Духовно-нравственное воспитание должно стать важной частью дополнительного образования детей

Духовно-нравственное воспитание должно стать важной частью дополнительного образования детей

Школа должна не только давать знания, но и воспитывать нравственную личность, а преподавание основ религиозной культуры способно сыграть ключевую роль в этом процессе.

Школа должна не только давать знания, но и воспитывать нравственную личность, а преподавание основ религиозной культуры способно сыграть ключевую роль в этом процессе. Такие мысли высказывали участники XIII православных Корнилиевских образовательных чтений, прошедших 1-2 марта в Печорах (Псковская обл.). В мероприятии участвовали учителя общеобразовательных и воскресных школ Псковской области и г. Москвы, гости из Эстонии, профессора МГУ, священники.

Тема Чтений – «Образование и духовно-нравственное воспитание в школе». Организаторами выступили Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Печорская школа-гимназия №1, Детское православное движение «Вестники».

Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), открывая пленарные слушания, привел данные из доклада Патриарха Кирилла на Рождественских чтениях-2011: абсолютное большинство (78%) родителей, чьи дети участвуют в эксперименте по изучению Основ религиозных культур и светской этики, относятся к преподаванию этого предмета в школе положительно. Наместник подкрепил статистику личным воспоминанием, как в обитель (17 июля 2007 г. – ред.) в день своего рождения приезжал с неофициальным визитом министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. «Находясь в Богом зданных пещерах, у места погребения столетнего старца, исполнившего заповедь о почитании родителей, я сказал министру: никогда нельзя забывать, что главные заказчики образования – родители, и к их голосу надо прислушиваться. Хорошо, что в законе есть пункт о том, что основы православной культуры преподаются по желанию и родителей», – отметил архимандрит Тихон.

Священник рассказал, что в Духовно-просветительском центре при Псково-Печерском монастыре ведутся различные занятия для 179 школьников. «Было бы хорошо нашей воскресной школе получить лицензию и статус учреждения дополнительного образования для преодоления обособленности в образовательном пространстве», – высказал пожелание наместник знаменитой обители.

Директор Печорской гимназии, заслуженный учитель РФ Ольга Тумановская пояснила, что в настоящее время сфера внешкольной, внеурочной работы стала называться дополнительным образованием, и оно выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий. Базовое и дополнительное образование вместе должны создать пространство для полноценного воспитания личности. Благодаря дополнительному образованию школа сможет преодолеть «интеллектуальный перекос» в развитии учащихся. Докладчица напомнила, что у государства до сих пор нет ни четкой позиции, ни цельной программы по духовно-нравственному воспитанию школьников в масштабах страны.

О. Тумановская привела удручающие цифры алко- и наркозависимости по России и среди причин этого назвала «разрушение традиционного уклада жизни, основанного на православном мировосприятии», а также констатировала крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры современных родителей, в связи с чем «семья не выполняет сегодня воспитательных и контролирующих функций». Вместе с тем недостаточен и уровень профессиональной компетенции педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Директор школы видит выход в вовлечении детей в социально-полезные дела, и в этом плане «дополнительное образование представляет реальную силу». Однако в пединститутах до сих пор не готовят педагогов дополнительного образования, подчеркнула О. Тумановская. Она отметила, что «если говорить о возможности организации духовно-нравственного воспитания в стенах школы, то в первую очередь – это факультативный курс ОПК», который в Печорской гимназии много лет ведут катехизатор Псково-Печерского монастыря игумен Августин (Заярный) и еще два преподавателя, проходившие подготовку в ПСТГУ и на курсах при МДА.

«Кадры квалифицированные, и вреда ребенку нанести никак не могут. Дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения – от этого зависит наш завтрашний день», – убеждена руководитель гимназии.

Во второй день работы Корнилиевских чтений прошли заседания филологической, естественнонаучной, исторической секций. Практическая часть состояла из открытых классных часов и факультативов ОПК в Печорской гимназии, деловой игры, в которую вовлекли педагогов - слушателей Чтений.

Источник: blagovest-info.ru

4 марта 2011, в 17:34
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день