Любимый афоризм милитаристов, который они повторяют всякий раз, когда требуют от народа очередных жертв во имя военной мощи - "кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую". При этом, конечно, считается само собой разумеющимся, что чужая армия - это армия оккупантов, и что это однозначно плохо. На самом деле, оба этих подразумеваемых пункта, мягко говоря, не очевидны. Что касается второго из них, то история знает немало примеров, когда оккупация более прогрессивным и цивилизованным государством шла оккупированным на пользу. Впрочем, известный автор политических боевиков про недалекое будущее Том Клэнси (если, конечно, он действительно писал сценарий новой игры, а не просто согласился поставить свое имя в заголовок) исследует, в данном случае, пункт первый - то есть возможность сознательного выбора в пользу кормления чужой армии, причем вовсе не в качестве побежденных.
Название: Tom Clancy's HAWX
Разработчик: Ubisoft Romania
Зарубежный издатель: Ubisoft
Издатель в России: Руссобит-М
Официальный сайт игры: перейти
Системные требования:
P4-2.0, 1024MB RAM, 128MB 3D Card
Рекомендовано:
Intel Core 2 Duo 6320, 2 GB RAM, 256MB 3D Card
MultiPlayer: LAN (8), Интернет
Жанр: Simulator, Flight
Рейтинг: 8.0
Итак, согласно предложенному нам сценарию, уже в совсем близком будущем - а именно, в 2012 году - многие государства решили, что, чем содержать свои собственные постоянные вооруженные силы, дешевле будет в случае необходимости нанимать группировки профессионалов из так называемых частных военных корпораций. На самом деле, идея далеко не новая - наемники были основной силой во многих войнах прошлого, начиная с древних времен, и само слово "солдат", происходящее от названия монеты "сольдо", означает именно наемника. В наше время, однако, наемничество (не путать с профессиональной армией, где солдаты служат добровольно и за хорошую плату, но являются при этом гражданами той страны, которой служат) считается преступлением. Но времена меняются, и вот, по Клэнси, идея кондотьеров и ландскнехтов воплощается в эпоху глобализации и высокотехнологичных вооружений. Поначалу, правда, частным военным корпорациям продают всякий устаревший хлам, но они быстро наращивают влияние и богатство и спустя несколько лет уже могут позволить себе оснащение по последнему слову техники. Продажа им ядерного оружия, впрочем, запрещена, но это - единственное исключение.
Одни страны при этом полностью отказываются от традиционных армий, другие - такие, как США - серьезно их сокращают. Под сокращение попадает и майор американских ВВС Креншоу, в роли которого вам и предстоит выступить. Как хороший пилот, без работы вы не остаетесь, тут же получая заманчивое предложение от главы частной военной корпорации "Artemis". Вы начинаете успешно работать на контору, выполняя миссии в различных странах третьего мира, пока однажды в один из таких региональных конфликтов не решает вмешаться американское правительство. Босс "Artemis" - сам американский бизнесмен - от этого явно не в восторге, чуя заметное уменьшение собственных прибылей, но поначалу все же действует в союзе с американскими войсками. Однако другая сторона конфликта предлагает ему более высокую плату, и прямо во время совместной боевой операции силы корпорации поворачивают оружие против флота США. Вы, как образцовый американский патриот, в ситуации "предать свою страну, которая вас уволила, или своего работодателя, который вам хорошо платит", естественно, выбираете второе (без вариантов - кампания в игре строго линейная). И тут выясняется, что американские власти сами не знали, с кем связались. "Artemis" набрала такую силу, что открыто атакует США, да так, что президент и правительство еле успевают бежать из Вашингтона, спутниковая группировка и связь оказываются выведенными из строя, а в руки корпорации попадает ядерное оружие, которое тут же нацеливается на американские города... Кому теперь придется спасать мир, вы уже поняли.
Несмотря на кучу перечисленных в заставке самолетостроительных фирм (кстати, в заставке можно прервать по Esc только "сюжетный" ролик, а все те, что демонстрируют логотипы - нет, что раздражает), наличие вполне правдоподобного, даже с некоторыми работающими приборами, вида из кабины (хотя по умолчанию подсовывают вид от третьего лица с хвоста, но это правится в опциях) и умные слова типа "срыв потока", игра представляет собой в чистом виде аркаду. В ней даже нет возможности взлетать и садиться (соответственно, нет шасси и закрылок; воздушные тормоза есть, выпускаются автоматически при убирании тяги на малый газ, впрочем, и в таком режиме самолет продолжает устойчиво лететь в горизонте, и может даже набирать высоту). Топливо не расходуется, перегрузки не отслеживаются. Соответственно, насколько реалистичны срывы потока, вы уже можете догадаться - вплоть до того, что для вывода из такового инструкция рекомендует... поставить нос горизонтально, хотя любой летчик знает, что нос в этом случае надо опустить, а пытаться удерживать его в горизонте - это прямая дорога к штопору (каковой в игре отсутствует). Впрочем, на самом деле можно вообще не напрягаться - самолет в игре выходит из срыва сам, да и добиться срыва можно разве что специально. Объясняется это тем, что бортовая электроника не дает выйти на закритические режимы (подобное, действительно, в той или иной степени реализовано на многих современных самолетах). Это можно отключить (assistance off) и теоретически получить больше маневренности, но на самом деле толку от этой возможности никакой, ибо самолет при этом показывается в одном-единственном виде - от третьего лица в мелком масштабе с фиксированной (а не привязанной к хвосту!) камеры, что делает управление им чрезвычайно неудобным, если только вы не съели стаю собак на радиоуправляемых моделях.
Авионика, естественно, тоже совершенно аркадная - никакой возни с режимами радаров и т.п. Видим сразу все цели, воздушные и наземные, режим прицеливания автоматически устанавливается при выборе оружия, часть которого, кстати, одинаково применима против воздушных и наземных целей (хотя есть и специфические боеприпасы только для одного из этих классов, включая два типа бомб). Есть, правда, тонкости - у разных ракет разное время захвата целей, разный радиус действия и убойная сила, и некоторые из них (как на грех, самые дальнобойные) не умеют отслеживать цель самостоятельно, и ее необходимо "подсвечивать" радаром самолета (то есть лететь носом на цель, неизбежно сближаясь с ней) до самого момента поражения. Вообще-то такой подход устарел даже сейчас, и сильно сомнительно, чтобы такие ракеты стояли на вооружении в 2020 году. Есть, напротив, ракеты, способные одновременно отслеживать и поражать по четыре цели. Количество ракет и бомб (а также снарядов пушки) ограничено, но совершенно фантастически огромно по сравнению с реальностью (многие десятки вместо единиц); количество врагов, впрочем, тоже. Ну да это для аркады - дело обычное. Парочку ведомых (понимающих две команды - "атакуй мою цель" и "защищай меня") в большинстве миссий (не во всех) вам, впрочем, дают; бывают и союзники, которыми вы не управляете (чаще это наземные юниты, которые вы вообще-то должны защищать, но которые, тем не менее, стреляют и некоторое количество врагов уничтожить способны).
В игре имеется даже легкий (и, на мой взгляд, излишний) намек на RPG: за выполнение заданий, уничтожение врагов и некоторые боевые успехи, именуемые challenges, вам дают очки опыта, обеспечивающие переход на следующий уровень (не путать со следующей миссией) и повышение ранга, что, в свою очередь, дает вам доступ к новым самолетам и новым комплектам вооружения для них (для каждого самолета предусмотрено несколько таких комплектов). При этом, пройдя кампанию до конца (два десятка миссий), я поднялся лишь до двадцать какого-то уровня, в то время как всего их больше сорока - очевидно, в расчете на многопользовательскую игру; в общей сложности потенциально доступных игроку самолетов - 50 (все это реальные или находящиеся в разработке машины, естественно, с поправкой на общую аркадность).
Первые миссии проходятся легко, дальше начинаются напряги. Но не потому, что вас быстро убивают - даже на уровне hard (который, впрочем, следовало бы назвать normal - и по положению (средний из трех возможных), и по сути) это случается редко, если, конечно, не вести себя глупо и не игнорировать предупреждения о летящих в вас ракетах (увернуться от них несложно, ну и противоракеты у вас тоже есть, правда, их как раз мало). А потому, что во многих миссиях вам надо кого-то защищать, а враги прут в больших количествах с разных сторон и убивают как раз ваших подзащитных (или сам этот подзащитный прет прямо на врагов вместо того, чтобы спокойно дождаться, пока вы расчистите ему дорогу). Тем не менее, все миссии проходимы - просто надо не тупо атаковать первую подвернувшуюся цель, а все время правильно выбирать приоритеты, следя за стремительно меняющейся обстановкой по карте. Это как раз достоинство игры по сравнению с обычными аркадными тупыми мочиловками.
Но все портит отсутствие нормального выбора целей. В лучших космических стрелялках этот механизм давно отработан - можно выбрать ближайшую цель, своего подзащитного, того, кто атакует подзащитного (что особенно полезно!) и т.д. Здесь же вы можете либо выбрать цель, ближайшую к центру экрана (что, разумеется, абсолютно не то же самое, что ближайшая цель, которая может быть прямо у вас за спиной), либо перещелкивать их все по очереди в неком непонятном порядке, на что в критические моменты нет времени. И это несмотря на то, что игра отличает важные цели от второстепенных и особо опасные (вторгшиеся в круг, где они могут поразить защищаемых вами) от прочих, обозначая их разным цветом. Отличает, а быстро переключиться на ближайшую опасную цель не дает! Пожалуй, это самый раздражающий фактор в игре, наиболее мешающий прохождению.
Помимо чисто боевых, есть миссии, где вам нужно подбираться к целям, защищенным энергетическими полями или бетонными капонирами. Здесь важна траектория подхода; в определенных случаях ваша бортовая электроника рисует вам ее в виде коридора в воздухе. В целом нельзя сказать, что все миссии не похожи друг на друга, но все же разнообразие их неплохое.
Графика симпатичная и вполне шустрая, очень неплохо выглядят города с трехмерными зданиями, причем - реальными: летая над Вашингтоном, к примеру, вы можете любоваться Пентагоном и Капитолием. Игра распознает команды голосом (не только ведомым, но и своему самолету - скажем, о пуске ракеты или противоракеты), но это имеет смысл, только если у вас гарнитура - до микрофона, лежащего на столе, докричаться трудно. А вот что явная халтура - в конце вам не показывают никакого симпатичного ролика, а просто предлагают проходить все сначала.
В общем и целом - не идеальная, но весьма неплохая аркадная леталка. Хотя и льющая воду на мельницу милитаристам.
Все новинки кино в интернет-магазине Купи в Туле .(проспект Ленина 108)
"на правах рекламы"