Пока все готовятся к Новому году, семья Филатовых в панике ищет деньги на погашение очередного платежа по ипотеке – в ночь с субботы на воскресенье мошенники украли с их банковской карты 31 тысячу рублей.
– Ночью, около двух часов, телефон начал беспрестанно звонить. Мы сначала даже не поняли, что происходит. Оказалось, что посыпались СМСки, сообщающие о списании средств с карты мужа, – рассказывает Елена Филатова.
Сергей сразу же позвонил на горячую линию и заблокировал счет. Но и тех шести минут, на протяжении которых приходили сообщения, хватило мошенникам, чтобы списать со счета в общей сложности 31 тысячу рублей.
– Буквально в воскресенье мы читали на Myslo о мошенниках, которые выведывали у держателей карт номера, пароли и коды, и таким образом крали с карт деньги. Но нам-то никто не звонил, ничего не узнавал! Да и мы сами никому не сообщали таких данных. Как было произведено списание без кода подтверждения, не понимаю, – добавляет Елена. – В субботу я переводила деньги подруге с этой же карты – так без кода подтверждения перевод нельзя было осуществить. А здесь почему-то деньги снимались «сами по себе».
В личном кабинете онлайн-приложения банка указано назначение платежей – оплата услуг Теле2. Но приходившие на телефон СМС показали немного другую картину.
Первой была покупка премиальной подписки на сайте megogo.net (онлайн-кинотеатр). Елена предполагает, что мошенники таким образом протестировали наличие доступа к карте, а потом уже начали списывать крупные суммы.
Но СМС тоже с «глюком» – время, указанное в сообщении отличается от фактического. «Сыпаться» они начали в 01.40, а в СМС указано, что первая пришла в 01.38, а следующие и вовсе якобы отправлены в десять вечера.
Странные СМС, кстати, приходили c официального короткого номера банка.
Заблокировав карту, супруги Филатовы вызвали полицию. Прибывшие полицейские приняли заявление о мошенничестве.
Выписку со счета Сергей смог получить только в понедельник, поскольку в воскресенье ни одно отделение банка не работает. Сотрудники этот инцидент никак не прокомментировали Сергею, заявив лишь, что «деньги банк вам не вернет».
– Я только одного не понимаю: почему не сработала защита от мошенников в приложении? Как мои данные могли попасть незнакомцам? – добавляет Сергей.
Теперь на эти вопросы даст ответ полиция, которая начала проверку по факту обращения.
Как мошенники могут украсть деньги с карты?
Сергей Сергейчев
– Похитить деньги с банковской карты сложнее, чем вытащить из кошелька. Какая информация о вашей карте нужна злоумышленникам? Им нужны реквизиты вашей карты: номер карты, имя и фамилия владельца, срок действия, код проверки подлинности карты (три цифры на обратной стороне, например CVV или CVC), ПИН-код. Также код из СМС для подтверждений платежей и переводов на тех сайтах, где платежи нужно подтверждать с помощью такого кода.
В пресс-службе УМВД России по Тульской области рассказали о наиболее распространенных случаях мошенничества со списыванием денег с банковских карт.
Место действия: магазин или кафе
1. Вы платите обычной банковской картой.
Злоумышленником может оказаться работник сферы торговли и услуг. Официант, кассир или продавец, принимая для расчета вашу банковскую карту, может сфотографировать нужные данные (номер карты, срок действия, имя владельца и код на обратной стороне), а после расплатиться ею в интернете.
Как предотвратить?
Рассчитываясь, постарайтесь не упускать из вида свою карту. И вводите ПИН-код так, чтобы он не был виден посторонним.
2. Вы платите через терминал, но оплата не проходит.
В кафе официант приносит вам POS-терминал, вы расплачиваетесь, но тут официант говорит, что оплата не прошла, и просит повторно ввести ПИН-код. Делая это, вы рискуете заплатить дважды.
Как предотвратить?
Подключите смс-уведомления о платежах. Обязательно попросите чек с уведомлением о сбое или отказе от операции (POS-терминал всегда печатает такой).
3. Вы платите картой с системой бесконтактной оплаты.
Картами с системой бесконтактной оплаты можно расплачиваться мгновенно, в одно касание, если ваш платеж не превышает определенный лимит. ПИН-код при этом вводить не нужно. Злоумышленники могут похитить деньги с такой карты, прислонив считыватель или POS-терминал к сумке.
Как предотвратить?
Чтобы бесконтактная оплата не проходила без вашего ведома, карту лучше хранить в экранирующем отсеке кошелька, сумки или специальном чехле для банковских карт.
Место действия: банкомат
Самый распространенный способ кражи реквизитов карты (номер, имя и фамилия владельца, срок действия) при ее использовании в банкомате — установка на банкомат скиммера. Это специальное устройство, которое копирует данные с магнитной полосы карты. Могут украсть и ПИН-код, установив на банкомат скрытую камеру или накладную клавиатуру. Поддельную клавиатуру ставят прямо поверх оригинальной, и сам банкомат реагирует на нажатия как обычно — вы даже не заметите, что что-то идет не так. Злоумышленники, используя украденные данные, могут изготовить копию вашей карты.
Как предотвратить?
Скиммер способен украсть информацию только с магнитной полосы, но не со специального чипа.
Проверьте банкомат: нет ли на нем посторонних устройств. Клавиатура не должна отличаться по фактуре, а тем более шататься.
Когда вводите ПИН-код, всегда прикрывайте клавиатуру свободной рукой, чтобы никто не подсмотрел.
Старайтесь пользоваться банкоматами внутри отделений банков – их чаще проверяют и лучше охраняют.
Лучше всего, если на банкомате есть «крылья» для клавиатуры — на них невозможно поставить накладную клавиатуру, а также сложнее подсмотреть ваш ПИН-код.
Место действия: где угодно
1. Вы получили тревожное СМС-сообщение или звонок от родственника.
С незнакомого номера вам пишет или звонит якобы родственник и говорит, что попал в беду и ему срочно нужны деньги, но времени объяснять ситуацию у него нет. В таких сообщениях часто манипулируют срочностью ситуации и присылают их в крайне неудобное время, например ночью.
Как предотвратить?
Не спешите переводить деньги. Попытайтесь выяснить детали — обычно долгие разговоры не входят в планы злоумышленников. Если выяснить ничего толком не удалось, перезвоните родственнику, от имени которого обращаются, чтобы убедиться, он ли вам звонит/пишет.
2. Вам пришло сообщение «от банка».
С незнакомого номера приходит СМС-сообщение, что ваша карта заблокирована. В СМС указан номер, по которому нужно позвонить для уточнения деталей. Позвонив, вы попадете в фальшивую службу безопасности банка, где вас будут убеждать сообщить данные карты или подойти к ближайшему банкомату и произвести операцию. Выполнив указания злоумышленников, вы откроете им доступ к карте и они украдут ваши деньги.
Как предотвратить?
Настоящие банки обычно присылают уведомления с одного и того же номера. Кроме того, на вашей карте указан телефонный номер для связи с банком — позвоните по нему и уточните, заблокирована ли она. Или обратитесь к сотрудникам ближайшего отделения банка.
3. Вам звонят из госучреждения.
Вам звонят люди и представляются сотрудниками Банка России, прокуратуры, суда, Министерства здравоохранения, Министерства финансов и других учреждений. Они сообщают, например, о положенном возмещении ущерба от действий мошенников: о компенсации за купленные медицинские товары или услуги экстрасенсов. Если для получения обещанной компенсации «сотрудник» попросит вас что-то оплатить (подоходный налог, налог на прибыль, банковский сбор, обязательную страховку, госпошлину, комиссию за перевод денег), а тем более попросит предоставить паспортные данные или банковские реквизиты, это — телефонный мошенник.
Как предотвратить?
Не следуйте указаниям и ничего не оплачивайте. Не предоставляйте личную информацию, у настоящих сотрудников она уже есть.
Место действия: дом
1. Вам пришло письмо или уведомление.
Вы получаете по почте уведомление на бланке с реквизитами Банка России. В нем сказано, что суд постановил выплатить вам компенсацию, для этого нужно связаться с контактным лицом. И как можно скорее, иначе компенсация перейдет в пользу государства, — так злоумышленники подталкивают вас действовать.
Как предотвратить?
Не спешите связываться с контактным лицом, указанным в письме, проверьте данные. Позвоните по номеру телефона для обращений, указанному на официальном сайте Банка России. Если письмо оказалось фальшивым, обратитесь с жалобой в правоохранительные органы.
Помните, Банк России не рассылает СМС и e-mail.
Расскажите пожилым родственникам об уловках мошенников — именно они чаще всего становятся мишенью злоумышленников.
Сотрудники полиции напоминают о необходимости соблюдения правил личной безопасности. Будьте бдительны! Если вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обращайтесь в полицию по телефону 02 (102 – для мобильных операторов) или по телефону дежурной части УМВД России по Тульской области 32-22-49.