Нововведение коснётся муниципального транспорта — троллейбусов, автобусов и трамваев. 28 мая о новой системе оплаты за проезд тульским журналистам рассказал директор МКП «Тулгорэлектротранс» Валерий Симакович.
– Суть изменения следующая: при подъезде транспорта к остановке посадка пассажиров будет осуществляться через переднюю дверь, — рассказывает директор предприятия. — В этот момент кондуктор и водитель будут выдавать контрольные билеты или проводить транзакции по транспортным картам и УЭК. Пассажиров, имеющих крупногабаритный багаж, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья нововведения не затронут: они также как и раньше могут заходить в транспорт через все двери. Применение данной схемы в работе муниципального транспорта внедрено во многих регионов. Тульский регион во внедрении не будет пионером.
— Вы сказали о том, что и кондукторы, и водители будут принимать деньги за проезд. Зачем задействовать двух человек?
– Одновременно никто осуществлять эти функции не будет. При наличии кондуктора обслуживать пассажиров будет он. При отсутствии его в подвижном составе — водитель. Сейчас штат кондукторов укомплектован на 85%, на предприятии работает около 350 кондукторов. Не хватает 15%, поэтому не всегда кондукторы присутствуют в транспорте. В этом случае их функции возложены на водителей. Упреждая вопрос относительно каких-либо мероприятий по увольнению или сокращению кондукторов, хотел бы отметить, что никаких сокращений и увольнений не планируется.
— Как технически будет всё проходить?
– Транспорт подъезжает к остановке, водитель сначала открывает переднюю дверь, пассажиры заходят внутрь салона. Их встречает либо кондуктор, либо водитель. И у того, и у другого есть валидаторы и катушки с контрольными билетами. После того как пассажиры заплатят за проезд, будет производиться высадка пассажиров через среднюю и заднюю двери.
— Инструктаж для сотрудников уже провели?
– Провели. Довели до них схему и особенности работы. Любое нововведение на первом этапе всегда вызывает трудности. Наша задача — минимизировать их посредством подготовки наших сотрудников. На первом этапе объявлять о нововведении будут с помощью громкоговорителей. К 1 июня транспортные средства будут подготовлены и оборудованы «указками» (табличкам), как с внешней стороны, так и с внутренней транспортного средства.
— С чем связано нововведение?
– Основная цель — повышение качества контроля за оплатой проезда. В настоящее время на линии перевозок работают контролеры, ревизоры. Они фиксируют достаточно большое количество нарушений, связанных с неоплатой за проезд.
— Сколько прибыли предприятие не получило из-за «зайцев»?
– Размер убытка оценить сложно, мы можем оперировать нарушениями, выявленными в ходе проверок. От общего объема перевозок сейчас он составляет порядка 1-2%, цифра «плавающая». 1% – это порядка 2 млн рублей в месяц по всему подвижному составу (троллейбусы, автобусы, трамваи).
— Из-за того, что пассажиры будут заходить в одну дверь, может возникнуть очередь…
– Мы предполагаем, что на первом этапе, пока жители города ещё не привыкли к нововведению, возникнет ряд шероховатостей.
— То есть корректировать расписание движения транспорта вы не будете?
– Нет. В этом нет необходимости. Время, затраченное на перевозку пассажиров, может увеличиться. Но! Средняя скорость движения общественного транспорта между остановочными пунктами — 17 км в час. Используя информацию по выполнению графика, которая поступает водителю из центральной диспетчерской службы, он может, не нарушая скоростного режима, выходить на график.
По словам Валерия Симаковича, сейчас препятствие для пассажиров создаётся во время посадки: подходя к дверям, люди ждут, пока выйдут другие. При новой системе такого не будет, так как есть разделение: вход — через переднюю дверь, выход — через заднюю и среднюю.
Также директор предприятия сообщил, что эксперимент по внедрению валидаторов (которые будут работать без помощи кондукторов) в транспорте не закончился. Напомним, ранее Роман Мурзин, замглавы администрации города по жизнеобеспечению и благоустройству, заявил, что в планах перенять опыт Липецкой области, в которой бескондукторная система существует 4 года.
– Тульский регион не стал ставить точку в настоящем эксперименте, — отметил Симакович. — Подготовлена техническая документация, проходит конкурсная процедура на организацию закупок 40 комплектов стационарных валидаторов.
По словам директора «Тулгорэлектротранса», за этой системой будущее. В Москве, Липецке, Коломне она уже давно внедрена и успешно работает. Вопрос культуры и добропорядочности пассажиров при такой системе оплаты, по мнению Валерия Симаковича, не станет проблемой:
– Материальные потери могут быть на любом этапе работы транспортного предприятия. Культура обслуживания и культура населения у жителей соседних регионов примерно одинаковые.
После пресс-подхода на одном из троллейбусов в тестовом режиме опробовали новую систему. Функцию кондуктора в нашем случае выполнял водитель.
– Скажите, сильно усложнит вашу работу сбор денег с пассажиров? — поинтересовались мы у него.
– Не знаю, не пробовал, — отрезал водитель и далее не захотел отвечать на вопросы.
Пробуем. Заходим через переднюю дверь. Столпотворения не было. Но жители не понимали, почему им открывали только одну дверь. Это и понятно – о нововведении пока мало кто знает. Реагировали на него все по-разному. Кто-то вспоминал работу транспорта в Европе и с одобрением воспринял новое правило. А кто-то стал опасаться очередей из пассажиров, желающих зайти в троллейбус.
Разделились мнения и в ходе опроса Myslo.
Как относитесь к нововведению? С таким вопросом мы вышли на улицы города.
– Это очень неудобно, особенно в час пик, когда много людей. Это увеличит время поездки и будет раздражать людей, – говорит Наталья Цуканова, предприниматель.
– Это никак не затруднит пассажиров, на мой взгляд. Всё будет так же, — говорит Алексей Аленичев, станочник.
– Я пользуюсь частным транспортом – автолайнами. Меня это не сильно касается. А, вообще многие страны так живут. Это нормально, – говорит Вадим Преображенский, работник пищевой сферы.
– Для меня это неудобно. Будет столпотворение, и поездка будет занимать больше времени, – говорит Галина Лысова, работник сферы торговли.