После окончания школы и сдачи экзаменов большинство выпускников готовятся к поступлению в высшие учебные заведения за неимением, как им кажется, других вариантов. До сих пор считается, что без образования нельзя себя реализовать. Так ли это и необходим ли диплом о высшем образовании сегодня?
Многие сегодня все еще верят, что высшее образование необходимо абсолютно каждому. Из-за этого школьники ошибаются с выбором будущей профессии, поступают на непривлекательные специальности под давлением родителей и не отчисляются из вузов, если чувствуют, что выбранное направление «не для них».
Современность готовит нас к тому, что молодым людям придется всю жизнь учиться, переучиваться и переквалифицироваться. У молодежи теперь нет потребности заниматься всю жизнь одним делом и работать на одном производстве. Сегодня это абсолютно нереалистично.
Но это вовсе не значит, что высшее образование не нужно и каждому придется получать несколько профессий.
Чему-то переучиваться будет сложно или вовсе не нужно. Например, медицинским специальностям.
Вместе с тем у системы образования существует ряд проблем, который отталкивает молодых людей от учебы и мешает им по-настоящему становиться профессионалами в своем деле.
«В моем случае «вышка» не совсем бесполезна»
Мария Дынкина, училась в ТулГУ на химика. Открыла свой бизнес в сфере оценки условий труда и профессиональных рисков.
— Расскажи, где и на кого ты училась? Чем занимаешься сейчас?
— Я училась в ТулГУ на химика. Долго искала работу по специальности — не нашла. Поработала полгода на заводе лаборантом, где было просто отвратительно. В итоге я проработала там до отпуска, и мне предложили работу в сфере, в которой я сейчас сделала бизнес: оценка условий труда (СОУТ) и оценка профессиональных рисков.
Первое время все было довольно классно, потом фирма начала немного разваливаться, мне стали убирать всяческие бонусы из зарплаты. В какой-то момент я предложила коллеге открыть ИП и уйти в агенты (работаешь под чужой лицензией и отдаешь небольшой процент с дохода организации, под чьей лицензией работаешь). Так как мы вели всех клиентов, перевести их на меня было довольно легко.
— Ты поступила в ТулГУ сразу после школы? Или у тебя было больше времени, чтобы определиться со специальностью?
— Сразу после школы. Очень хотела в медицинский, но к середине 11 класса поняла, что слишком брезглива для того, чтобы быть врачом. А так как я всю жизнь изучала химию и биологию, вариантов было мало. Училась я в профильных школах, поэтому много времени тратила на учебу: читала дополнительную литературу, участвовала в олимпиадах.
— Получается, тебе очень нравилось заниматься тем, что ты выбрала. Не жалеешь сейчас, что не сложилась карьера по твоей специальности?
— Химия мне нравилась, но, закончив вуз, я поняла, что не готова работать за те деньги, которые предлагают на предприятиях. Тем, чем сейчас занимаюсь, довольна. У меня теперь достаточно свободного времени, и я могу тратить его на то, что мне интересно и нужно. Ни о чем не жалею.
— Почему ты решила уйти с завода?
— Не было карьерного роста, который мне изначально пообещали, зарплата маленькая, начальство ужасное, уважения ноль... Директор завода приходил ко мне лично и отпускал сексистские шутки. Да и вообще довольно обидно с высшим образованием заниматься той ерундой, которой я там занималась. Еще и здоровье подпортила себе.
— Этот опыт повлиял на то, чем ты сейчас занимаешься? Оценка труда и прочее...
— Никак не повлиял. Скорее, полученный опыт повлиял на то, что я больше — ни ногой на завод. Я, конечно, езжу сейчас на предприятия в командировки, но это обычно на полдня.
— Значит, твоя сложившаяся профессиональная деятельность — это удачное стечение обстоятельств?
— По большей части да.
— Давай вернемся к теме университета. Как думаешь, есть ли смысл сейчас поступать куда-либо сразу после школы?
— С одной стороны, да, потому что потом просто может не захотеться. А с другой — довольно сложно в возрасте 16−17 лет решить, чем ты хочешь заниматься.
— Если потом может не захотеться, то встает другой вопрос. Понадобится ли потом человеку высшее образование?
— Мне кажется, это зависит от рода деятельности. Самое классное в универе — это то, что он учит коммуницировать, выкручиваться и социализироваться.
— Ты сказала, что много времени уделяла учебе. В быту твои знания и образование тебе помогают?
— Нет, не сказала бы. Но я занимаюсь технической частью своей работы, поэтому понимание того, где и какие вещества выделяются на предприятиях, мне нужно. Также без высшего образования Минтруд не выдал бы мне сертификат на право выполнения работ. Так что в моем случае «вышка» не совсем бесполезна.
— Все потраченные силы и время в университете были зря? Или ты все равно рада, что занималась этим?
— Мне это интересно было. Ты вот книжку какую-нибудь художественную прочла — тоже особо в быту не нужна она, но не зря же.
«Искусство — не та вещь, которой могут научить»
Александр Иевлев, учится в ТулГУ по специальности «Реклама и связи с общественностью». Занимается дизайном одежды, создал свой бренд.
— Как ты начал заниматься одеждой и откуда взялся бренд?
— История создания ffw достаточно комичная. Как-то я с другом стоял в «Спаре» около двенадцати ночи. Там раньше были скидки после десяти вечера на роллы, пиццу и прочее. Мы взяли очень много палочек для суши, и случайно родился sushi stick squad. Меня это так зацепило, что я решил сделать тематическую футболку. Придумал дизайн и начал мозговать, как все организовать и назвать. В голове висело название американского бренда Fucking awesome. Так как я хотел сделать что-то свежее, появился fucking fresh.
— До этого у тебя был опыт в дизайне? Или все началось, как только появился бренд?
— Графическим дизайном я начал увлекаться уже, наверное, лет семь назад, поводом стало ведение YouTube-канала. В итоге YouTube я забросил, а вот дизайн со мной по сей день. Все делал по видеоурокам. В целом сейчас владею им средне.
— Ты давно увлекаешься дизайном, но учишься на «Рекламе и связи с общественностью». Почему не на «дизайне» в том же ТулГУ?
— Изначально я действительно хотел пойти на «графический дизайн» или просто «дизайн». Но в один момент я пришел к такой мысли, что искусство — это не та вещь, которой могут научить. Это что-то более абстрактное, что есть в каждом. Это прежде всего должно быть внутри тебя. Учиться этому где-то, кроме как самообразования, глупо. Именно поэтому я учусь на рекламе, а саморазвиваюсь в дизайне.
— Это если говорить про дизайн как про искусство. А если говорить про него как про ремесло, думаешь, в университете бессмысленно учиться на творческие профессии, потому что там тебя ничему практичному не смогут научить?
— Если ты — полный ноль и очень ленивый, то смысл уже, конечно, есть. Только какой профит от этого? Творчество — это, прежде всего, когда ты выходишь за установленные рамки и создаешь что-то свое. А универ — это дефолтные рамки, которые дают тебе только базис. Если говорить о дизайне, то более логично пойти в онлайн-школы либо развиваться самому. Других вариантов я не вижу.
— Когда закончишь вуз, ты пойдешь в профессию, которая у тебя в дипломе, или будешь больше уделять времени дизайну?
— Изначально хочется попробовать себя в своем деле, потому что то, что мы изучаем в формате учебы, этому способствует. При этом мне нравится и то, что я изучаю сам, и то, что в университете. В этом плане у меня получилось убить двух зайцев сразу.
— Как думаешь, есть ли тогда смысл поступать в университет и получать диплом? Может, университет как система себя изжил?
— Это штука очень индивидуальная. Говорить о том, что он себя изжил, нельзя, как я считаю. Высшее образование — это круто и классно. А вот если говорить о методах получения этого образования, то тут, конечно, полный бред, и с этим нужно что-то делать. А так, например, онлайн-школы во многом заменяют университет, если говорить о различном фрилансе. Но сварщиком тебя в интернете не сделают.
— Что именно не так в университетских методах образования?
— Я могу говорить лишь про то, что знаю и прохожу сам. Но чаще всего это методы — прямиком из великого и нерушимого СССР с элементами новшеств из 2007-го. К примеру, курсовые работы. Зачем писать работу, для которой нужно прочитать каких-нибудь тридцать книг, которые я сам должен найти, а в итоге я просто все «скатаю»? Должна быть какая-то более полезная альтернатива. И еще бесконечные «водянистые» лекции, где полезной информации — примерно процентов десять из ста.
Мозг не способен воспринимать так долго информацию и тем более куда-то ее откладывать.
— Как думаешь, могут ли неактуальные методы обучения влиять на трудоустройство выпускников?
— На это, скорее, влияют не методы обучения, потому что я, например, при всем этом смог полюбить то, что изучаю. Влияют методы воспитания и то, что родители «пихают» своих детей в вузы для «корочки». Человеку может быть абсолютно неинтересно, хотя он отучился там четыре года.
— Помогут ли тебе знания, полученные в университете, развивать твой бренд?
— Развитие всегда строится на аудитории. И без рекламы там никак. Поэтому то, что я получил в вузе мне не просто пригодится, а уже пригодилось.
«Университет отбирает четыре года жизни»
Снежана Канц, училась в ТулГУ на журналиста. В этом году открыла свой салон маникюра.
— Как ты начала заниматься маникюром?
— Я всегда знала, что я должна заниматься чем-то творческим. До маникюра я занималась танцами и считала, что это будет делом всей моей жизни. Но мои родители совершенно этого не оценивали и заставили меня бросить танцы. Я была в дикой депрессии, но из этого состояния меня вытащил именно маникюр. Все это было очень спонтанно. Я не начинала заниматься этим слишком серьезно, но потом это переросло в дело всей моей жизни.
— Как получилось, что ты решила поступить на журналистику? Это, конечно, тоже имеет отношение к творчеству, но ведь здесь все намного сложнее.
— На самом деле я поступила на журналистику, потому что думала, что это супертворческая профессия и мне она подойдет на сто процентов. Раньше я думала, что «ногти» — это просто мое хобби, и должно быть обязательно какое-то высшее образование. На решение о поступлении, опять же, повлияла мама. Я сидела в десятом классе, ломала голову, куда же мне пойти, ведь «ногтями» якобы не заработаешь на хлеб. Это не престижно. Мама предложила поступать на журфак, ведь мне нравилось читать и писать.
— Ты теперь будешь продолжать заниматься журналистикой, если это не дело всей твоей жизни?
— Нет, однозначно нет. Я попробовала, поняла, что ожидала от этой профессии не этого. Она не настолько творческая, как мне хотелось бы. Поработав в газете, я поняла, что в моем творчестве меня ограничивают редакторы. А я хочу свободы.
— После года обучения в ТулГУ, ты решила отчислиться. Позже будешь пробовать поступать куда-нибудь еще?
— Сейчас я не вижу в этом необходимости. Высшее образование мне не нужно. У меня есть работа, есть профессия, которая мне нравится. Я получила диплом по специальности «мастер маникюра». На этом всё.
— Когда появилась идея об открытии собственного салона?
— Это стало моей целью, когда я только вливалась в это, — около четырех лет назад. Я знала, что я не хочу вечно работать дома. Я визуализировала себе этот уголочек, где будет уютно и красиво, где я буду предоставлена сама себе. Я карабкалась к этому четыре года, и решение бросить универ стало огромным толчком. Ведь теперь я могла вложить деньги не в бесполезное для меня образование, а в свой кабинет.
— Поступать сразу после школы в универ ради галочки, если можно так сказать, было ошибкой?
— Нет. Ни в коем случае! Я считаю, что универ был в моей жизни очень к месту. Я там очень повзрослела. Ну и обрела огромное количество знакомых, которые стали моими потенциальными клиентами и близкими друзьями. На данный момент 60% моей клиентской базы — мои одногруппницы и их знакомые. Это была самая дорогая и самая эффективная рекламная акция.
— Согласишься с тем, что сейчас поступать в высшие учебные заведения бесполезно?
— Есть профессии, для которых высшее образование просто необходимо, например медицина или юриспруденция. То, что сейчас могут принять на работу после прохождения каких-то курсов, — что в этом плохого? Почему бы и нет. Ведь во многом университет просто отбирает четыре года жизни. Я работаю четыре года. За это время можно достичь многого. Поэтому почему бы не сократить немного это время и не выдавать такой же диплом? Для некоторых людей это будет намного эффективнее.
— Год обучения в универе дал что-то еще, помимо новых знакомств и клиентской базы?
— В плане знаний ничего. Совершенно. Вот серьезно, я не могу сказать: «Вот этому я научилась в универе!» Наверное, самый главный навык, которому я там научилась, — это экстренно выходить из трудных ситуаций. Всё.
«Нужно ли высшее образование?» — на этот вопрос каждый должен ответить для себя сам. Каждая история индивидуальна. Никто не знает, как повернется жизнь. Необходимо взвешивать свои решения, рассматривать риски и перспективы, а также быть честным с самим собой.
Сегодня концепция высшего образования претерпевает изменения. Необходимые навыки и информацию можно получать не только в вузах, но и на курсах, онлайн-школах и просто из открытого доступа. Но для кого-то университет может быть мотиватором для получения знаний и приобретения скиллов. Эффективность учебы во многом зависит от целей и желания. Люди, получившие высшее образование, и люди, решившие не поступать в вузы, сегодня имеют равные перспективы на успех.