Надеюсь, статья будет полезна для вас. К сожалению, я не обладала и до сих пор не обладаю большим количеством свободного времени, чтобы изучать/анализировать/опровергать и т.д. тему создания новой территориальной схемы обращения с отходами Тульской области и выбором двух региональных операторов – «МСК-НТ» и «Хартия». Но сердце у меня ноет, когда я слышу про новую «мусорную» политику.
Итак, два региональных оператора – «Хартия», обслуживающая Тулу, Киреевский и Щекинский районы и «МСК-НТ», обслуживающая все остальные муниципальные образования Тульской области. Срок их деятельности – 10 лет.
Надо отметить, что обсуждения новой территориальной схемы по обращению в отходами Тульской области в далеком (если не ошибаюсь) 2016 году были открытыми, тогда мой декрет только начинался, поэтому присутствовать лично я не могла, да и вряд ли я тогда что-нибудь поняла.
Сразу скажу, что я не эколог по образованию, поэтому в моих доводах/выводах есть неточности. Но я попыталась максимально погрузиться в эту тему, выслушать мнения специалистов и сделать какой-то промежуточный вывод по новой политике.
Что мне НЕ нравится в территориальной схеме:
1. Неравномерное распределение зон деятельности региональных операторов. У «МСК-НТ» большая зона ответственности и соответственно большие транспортные затраты. По объему они приблизительно равны, а вот по протяженности – нет. Все это, как вы понимаете, влияет на увеличение тарифа для жителей области;
2. В территориальной схеме мало информации про промышленные отходы, а они (на минуточку!) занимают бОльшую часть отходов (где-то 80-90%).
3. Маленькая доля переработки (в территориальной схеме это звучит следующим образом: «раздельное накопление ТКО»).
В целевых показателях по обработке, утилизации и размещению ТКО мы видим следующие цифры:
2019 год: доля утилизированных отходов – 0,6%, доля размещенных отходов (на полигоне) – 99,4%
2020 год: доля утилизированных отходов – 16,1%, доля размещенных отходов (на полигоне) – 83,9%
С 2020 по 2030 год: доля утилизированных отходов – 29,7%, доля размещенных отходов (на полигоне) – 70,3%
То есть в течение почти ДЕСЯТИ ЛЕТ (начиная с 2020 года) у них не планируется дальнейшее развитие инфраструктуры по переработке отходов. Цифра – 70,3% ужасающе и неоправданно большая. Неужели есть еще чиновники, которые не верят, что население готово разделять свои отходы? Мы готовы, ау! Дайте хорошую инфраструктуру, и вы увидите, как указанный процент будет ниже. Мы (я!) готовы помогать.
Конечно, мы понимаем, что главная цель регионального оператора – извлечение прибыли. Возможно, это правильно. Но если мы исходим из этого положения, то «Хартия» заинтересована в том, чтобы на полигон попадало как можно больше мусора. Ведь чем больше мусора, тем больше денег. И тогда эти цифры оправданы.
Но в территориальной схеме все же есть пометка о том, что «при организации централизованной системы раздельного накопления ТКО на территории Тульской области, данный показатель подлежит пересчёту». И я очень надеюсь и буду всеми силами этому способствовать, чтобы эти цифры со временем изменились.
4. Тарифы. Что мы видим в территориальной схеме (беру только «Хартию»):
2019 год: 4095 или 4097 (зависит от определенных условий). Как вы понимаете, каждый последующий год – повышение.
2030 год: 6792 или 6798.
Для сравнения: до 1 января 2019 года мы платили в районе 1400 рублей.
1400 против 4095. Чувствуете разницу?
ПО ФАКТУ: житель многоквартирного дома будет платить 119 рублей 20 копеек за каждого официально проживающего гражданина.
Как я поняла (к сожалению, на просторах интернета нет официальной информации, почему тариф такой высокий), цена обосновывается закупкой контейнерных площадок и автопарка, строительством мусоросортиворочных комплексов, ликвидацией свалок и т.д. Но, на мой взгляд, это НЕОБОСНОВАННО ВЫСОКИЕ тарифы, если опять же вернуться к цифрам размещенных отходов на полигоне – 70,3%. 70,3%! Мы топчемся на одном и том же месте, бОльшая часть отходов будет ЗАХОРАНИВАТЬСЯ.
5. Усредненный характер тарифа. Оплата по нормативу никак не стимулирует жителей уменьшать количество смешанных отходов. Ведь все будут платить одинаково, даже если во дворе будет осуществляться раздельный сбор, так как для регионального оператора контейнеры со вторсырьем – это все те же ТКО. Выход – оплата «по факту». Об этом речь пойдет во второй части статьи.
6. Отсутствие мусороперерабатывающих предприятий.
В территориальной схеме их попросту нет. Но есть объекты, производящие сортировку отходов, их строительство предполагается закончить к 2021 году. К сожалению, эти объекты будут строиться возле полигонов. А как вы понимаете, там все вперемешку: органика, бумага, пластик… Пищевые отходы загрязняют потенциальное вторсырье и делает его непригодным к переработке. По мнению специалистов, такие объекты не способы вытащить более 15% ценных фракций. В территориальной схеме написано, что такой объект должен извлекать «не менее 12-15%», так оно будет: не менее…но и не более.
Есть один большой плюс: в Туле рядом с новым полигоном предполагается обустройство участка компостирования, а также производство альтернативного топлива в объеме до 80-100 тысяч тонн в год. Это круто! Это значит, что извлекаемая органика будет превращаться в полезное топливо.