Вступило в силу указание Банка России «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».
Хотя по закону получение одних услуг нельзя ставить в зависимость от приобретения других, в действительности это происходит достаточно часто.
Например, многие автолюбители сталкиваются с навязыванием страховых услуг при оформлении полисов ОСАГО: страховщики в нагрузку к последним добавляют полисы страхования имущества, жизни и здоровья и пр. А если гражданин не соглашается заключать дополнительный договор, компания может вообще отказаться продавать требуемый полис — под любым надуманным предлогом. Гражданин сдается и берет полис с «нагрузкой», а доказать факт навязывания услуги непросто.
Не удивительно, что в 2015 году более четверти обращений граждан по поводу ОСАГО в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России составили жалобы на навязывание услуг.
Для решения проблемы Банк России ввел так называемый период охлаждения — срок, в течение которого можно отказаться от ненужного вам полиса, то есть расторгнуть договор страхования.
Новые правила, изложенные в уже вступившем в силу указании Банка России «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования», касаются наиболее распространенных видов страхования. Это страхование жизни, страхование от несчастного случая, а также каско, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, ДМС, гражданская ответственность перед третьими лицами, страхование финансовых рисков.
До конца мая 2016 года страховщики обязаны были привести в соответствие с новыми требованиями свою деятельность по вновь заключаемым договорам добровольного страхования.
Если вы поддались уговорам или требованию страховщика и приобрели ненужный вам полис страхования, у вас есть пять рабочих дней на то, чтобы потребовать расторжения договора.
«Период охлаждения» отсчитывается со дня заключения договора страхования и никак не связан с моментом уплаты страхового взноса.
К слову, страховщик может установить и более длительный период.
Если договор не вступил в силу, то при отказе от страховки в обозначенный срок страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме. Если же договор уже начал действовать, то страховщик при возврате средств вправе удержать часть премии, пропорциональную количеству дней, прошедших с начала его действия. Для возврата денег нужно заполнить заявление об отказе от договора добровольного страхования, и в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страховая компания обязана вернуть премию.
Введение «периода охлаждения» позволяет гражданам отказаться от ненужной страховой услуги без каких-либо сложностей. Все в ваших руках.
Помимо прочего, «период охлаждения» поможет решить и другую проблему. При покупке страхового полиса гражданам вручают правила (условия) страхования, набранные преимущественно мелким шрифтом — внимательно прочитать и оценить этот документ в момент покупки крайне сложно.
Рекомендуем вам после приобретения страхового полиса тщательно изучить текст правил, включая сноски, особенно в той части, где речь идет об отказе, освобождении от страховых выплат, приостановлении, прекращении (расторжении) действия договора страхования, о том, что является или не является страховым случаем.
К примеру, если вы являетесь водителем с двухлетним стажем вождения и приобрели полис каско (заключили договор добровольного страхования транспортного средства), следует обратить внимание, нет ли в правилах страхования исключений из страхового покрытия для данной категории водителей.