Делаем уроки без стресса

Делаем уроки без стресса

Как пробудить в ученике желание делать «домашку»? Об этом рассказали психологи:

           Анна                                       Ольга                                      Елена
     Григорович                                Варегина                               Рассказова

Школьники Тулы и области до 8 февраля были на дополнительных каникулах из-за гриппа. После отдыха включиться в школьный режим будет непросто. Особенно ученикам младшей школы. Как же учить с ребёнком уроки, чтобы этот процесс не превращался в ад? Давайте разбираться на примере конкретных ситуаций.

 

Что ответить ребёнку на вопрос о том, зачем ему делать домашние задания? Я пытаюсь объяснить ему, что это важно, но в итоге мы делаем уроки очень медленно. Марина, Тула.

— Используйте знания, которые ребёнок получает в школе, в повседневных ситуациях, — говорит Анна Григорович, практикующий психолог. — Это поможет ответить на вопросы ребёнка. Например, поиграйте с ним в магазин, пусть школьник побудет в роли продавца, которому надо посчитать сдачу.

И ещё несколько рекомендаций для родителей:

  • Уберите со стола всё лишнее — игрушки, отвлекающие внимание.
  • Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя.
  • Начинайте выполнять домашнее задание с лёгкого упражнения.
  • Исключите из речи оценочные высказывания: «Ты бездельник», «Ты ничего не понимаешь» и т. п.
  • Придерживайтесь темпа ребенка — не поторапливайте.
 

Моему сыну 8 лет. Последние два месяца он отказывается делать домашние задания. Что с ним произошло? Елена, Тула.

— Причин такого поведения может быть много, — комментирует Анна Григорович:

  1. Неправильные установки от родителей. Взрослые, разговаривая между собой, невольно дают понять ребенку, что успех в жизни зависит не от образования, а определяется связями и деньгами.
  2. На ребёнка повесили «ярлык лентяя». Акцентирование внимания на безделье ребёнка в итоге сделает из него лентяя.
  3. Родители слишком сильно опекают ребёнка. Чаду, окружённому чрезмерной заботой, будет непросто привыкнуть к тому, что у него есть обязанности как у школьника.
  4. Ребёнку скучно. По этой причине практически в половине случаев дети не желают выполнять домашнее задание.
  5. Школьник не хочет скандала. Не всегда родителю удаётся терпеливо ждать, когда ребёнок решит задачу. Помните, что при выполнении домашних заданий ребёнок имеет право на ошибку, потому что на контрольных работах ему нужно решить все задания самому.
 

Когда я сажусь с дочкой делать домашние задания, она становится рассеянной. Я кричу на неё! Ненавижу себя за эти эмоции… Как с ними справиться? Юлия, Тула.

— Проанализируйте причины своего гнева, — говорит детский психолог Ольга Варегина. —  Будьте откровенны с собой, подумайте, действительно ли негативные эмоции связаны с ребенком, а, например, не с тем, что вы просто устали после работы? Если вы поймёте истоки своих чувств, то сможете отсекать ситуации раздражения, не связанные с ребёнком. Если вы ощущаете, что внутри зарождается сильный гнев на ребёнка, задержите дыхание на несколько секунд, сделайте глубокий вдох. Попытайтесь сформулировать своё гневное послание ребёнку, максимально уважая его. Например: «Я сейчас злюсь, потому что очень не люблю, когда не сделано то, о чём уже договорились!».

 

Я сделала отношение дочери к учёбе «коммерческим». Она делает уроки и за это что-то получает взамен: возможность поиграть на планшете, любимую шоколадку, куклу и т. п. Как мне перестроить её отношение к выполнению домашних заданий?

— Меняйте договор! — говорит Елена Рассказова, семейный психотерапевт. — «Коммерция» — это и права, и обязанности. Вместе с дочкой выпишите обязанности и права для мамы и дочери (не более 5−7 пунктов), бонусы и штрафы. Полезнее будет не двусторонний договор, а семейный — общее обсуждение прав и обязанностей каждого. Заодно узнаете, какие кому бонусы привлекательнее, а штрафы обиднее. Включайте не только материальные ценности. От мультиков ребёнок не откажется, но сказка на ночь, «обнимашки», поцелуи, по­хвала, прогулка с мамой/папой для него также ценны. Например, дети сильно переживают, если родители не разговаривают с ними. Не пожалейте субботнего вечера, говорите друг с другом, и вы узнаете о себе и близких много неожиданного. Важно: красиво выписать права, обязанности, бонусы, штрафы, всем расписаться и повесить договор на видном месте. Привлекайте папу, он все структурирует!

 

Дочка нервничает, когда делает «домашку», и допускает ошибки. Затем вырывает лист в тетради и заново переписывает решение из черновика в тетрадку. Как исправить ситуацию? Евгения, Тула.

— Похоже, девочка изо всех сил старается быть идеальной, чтобы нравиться всем, — отвечает Елена Рассказова. — Возможно, учитель строг или девочка боится «потерять репутацию», или ребенок тревожно-ответственный. Поговорите с дочкой о том, что невозможно добиться того, чтобы её любили все окружающие. «Любят только близкие и родные. Мы с папой тебя любим больше жизни. У других тоже есть родные, которых они любят, а ты им — ужая. Я горжусь, что ты так стараешься, но огорчаюсь, когда ты так сильно переживаешь. Мне важнее твоё здоровье и настроение, я люблю тебя такой, какая ты есть», — можно так обратиться к ребёнку. С ним нужно разговаривать, чтобы он доверял вам всё, что с ним происходит, что его интересует, волнует, чего он боится, и тогда вы сможете помочь ему.

цифры

1,5 часа — в начальной школе на выполнение домашней работы не должно уходить больше этого времени.

30 минут — не больше этого времени ученик начальной школы должен выполнять задание в интенсивном режиме.

10 минут — минимальный перерыв между выполнением разных заданий.

На заметку

Как запомнить текст

Метод «5 П»

1 П — Просмотри текст (бегло).

2 П — Придумай к нему вопросы.

3 П — Пометь карандашом самые важные места.

4 П — Перескажи текст.

5 П — Просмотри текст повторно.

Как развить внимание

Основной тип упражнений — это так называемые «корректурные задания», в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определённые буквы в печатном тексте. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2−4 месяцев.

Как встретить ребёнка из школы?

Вот какую рекомендацию даёт Юлия Борисовна Гиппенрейтер, доктор психологических наук, автор более 80 научных публикаций:

Юлия Гиппенрейтер

Закройте на минуту глаза и представьте, что вы встречаете своего лучшего друга (или подругу). Как вы показываете, что рады ему, что он вам дорог и близок? А теперь представьте, что это ваш собственный ребёнок: вот он приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов. Хорошо, если вы продолжите эту встречу в том же духе в течение ещё нескольких минут.
Автор: demfira, 12 февраля 2016, в 12:08 +9
Занимайтесь с детьми! Это так просто
Занимайтесь с детьми! Это так просто
Самые добрые яблочные пироги
Самые добрые яблочные пироги