Прекрасное пленяет навсегда
Изначально «Художественные салоны», периодические выставки живописи, гравюр и скульптуры, были основаны в Париже еще в 1667 году, и к середине XIX века стали ежегодными. Салоны проходили под эгидой Королевской Академии, и жестко ею контролировались. К экспонированию допускались авторы, чье творчество укладывалось в строгие формальные и стилистические академические нормы. Прошедшие академическую школу, они обладали высоким профессиональным мастерством. С другой стороны, такие показы представляли состояние современного искусства широкой публике, а в XIX веке ее мнение и покупательная способность уже играли важную роль в формировании художественного рынка. Желание быть замеченным вело к зависимости автора от вкуса и потребностей зрителя, искавшего постоянной новизны ощущений в необычных анекдотических или щекочущих нервы сюжетах, в легко воспринимаемых эффектных изобразительных приемах. Искусство Салона словно заигрывало с публикой через приятные глазу детали, соблазнительные позы, милые лица и занимательные фабулы своих произведений. Постепенно доля таких картин становилась все больше, формируя то, что позже назовут «салонным искусством». Играя на вечной тяге человека к прекрасному, на желании острых эмоций и зрительных ощущений, очень скоро это явление стало интернациональным, захватив практически все европейские страны, в том числе и Россию.
Центром притяжения и мерилом прекрасного для многих мастеров этого круга стало искусство Древней Греции и Древнего Рима. Античные сюжеты занимали центральное место в творчестве
В России салонное искусство получило сильнейшее противостояние со стороны передвижников — апологетов социально направленного реалистического искусства. Известен спор ярого поборника реализма
При жесткой идеологической враждебности взаимовлияние этих двух мощных полюсов очевидно. Не случайно многие члены и экспоненты Товарищества передвижных художественных выставок, сформировавшие так называемый «передвижнический салон», в разное время становились преподавателями Академии художеств, получали высокие академические звания, в свою очередь привнося идеи русского демократического искусства в академическую среду. Среди них выделялись пейзажисты