Задача предлагаемых изменений — повысить престиж врачебной профессии и декриминализировать медпомощь.
В пояснительной записке говорится:
«Для граждан оказание медицинской помощи зачастую связано с таким понятием, как „медицинская услуга“, ассоциируя медицинских работников с лицами, оказывающими услуги, а не людьми, помогающими своим пациентам <…> Гарантированное конституционное право на медицинскую помощь не может быть приравнено к понятию „услуга“. Медицинская помощь, гарантированная Конституцией Российской Федерации, не может определяться понятием „услуга“ (равно как врачи не выполняют чей-либо заказ на услугу) или удовлетворять чьи-либо потребности в соответствии с пожеланиями потребителя, как звучит дефиниция гражданско-правовой услуги».
Сейчас термин «медицинская услуга» применяется для формирования стандартов, клинических рекомендаций, прохождения разрешительных процедур, а также для оплаты медицинской помощи как в рамках обязательного медицинского страхования, так и в рамках предоставления платных услуг.
Применение к медицине термина «услуга» влечет распространение на нее действия Закона «О защите прав потребителей», а также применение общеизвестного правила — «потребитель всегда прав», поскольку услуга подразумевает удовлетворение требований потребителя.
Если медуслуги оказаны были некачественно, то сейчас на них может распространяться ст. 238 УК РФ — производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
«На практике это приводит к осуждению врачей не за совершение врачебной ошибки, а за якобы умышленное несоблюдение требований к оказанию конкретного вида медицинской услуги, — говорится в пояснительной записке. — Срок давности привлечения к уголовной ответственности по статье 238 УК РФ составляет до 10 лет, наказание — до 10 лет лишения свободы».
В результате сложилась ситуация, когда врачи боятся брать на себя риск наступления тех или иных последствий, хотя спасение жизней — это зачастую действия, предполагающие обоснованный риск.
Предлагается изменить наименование терминов «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Помощь будет означать «медицинское вмешательство или их комплекс». В этом случае правила и условия оказания медпомощи, права и обязанности, а также ответственность медицинских работников будут регулироваться только нормами специального законодательства.
Это ограничит применение статьи 238 УК РФ в отношении медицинских работников, сохранив при этом ответственность перед пациентом за исполнение обязательств, прописанных законодательно. При этом возможность привлекать к уголовной ответственности останется — по ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) или ст. 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности).
Оставить понятие «медицинская услуга» предлагается для финансового обеспечения оказания гражданам медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, лицензирования меддеятельности, статистического наблюдения в сфере здравоохранения, а также в номенклатурах и стандартах в сфере здравоохранения.