Почему ребенок не хочет учиться?

Почему ребенок не хочет учиться?

Какие причины вызывают нежелание учиться? Как вести себя, если у ребенка конфликты в школе? Как повысить интерес к учебе?

Какие причины вызывают нежелание учиться? Как вести себя, если у ребенка конфликты в школе? Как повысить интерес к учебе?


«Та-а-ак! Математика из Вас не выйдет... Попробуем диктант!» Фраза из сказки про Буратино точно иллюстрирует замечательный психологический прием: чтобы заинтересовать шалуна учебой, нужно выяснить, что интересно ему самому!

Анжела Харитонова,
практический психолог.

Причин, по которым школьник теряет интерес к учебе, несколько. Родители пытаются по-разному воздействовать на сына или дочь: уговорами, запретами, угрозами, обидными словами, но все это может сработать временно, а потом вызвать еще больший протест. Если ваш ребенок не обладает сильным характером, склонен подчиняться, вы сможете заставить его учиться. Но ничего путного из этого не выйдет. А если ребенок от природы обладает сильным характером, он будет протестовать с такой же силой, с которой вы будете на него давить. Рассмотрим каждую причину нежелания ребенка учиться.

Конфликты в школе и снижение самооценки

Конфликт может произойти с учителем или со сверстниками. Иногда жесткие замечания взрослых (учителей или родителей) больно ранят ребенка.

«Ты ленивый, бесполезный, безмозглый и т.д.» – такими эпитетами иногда награждают чадо родители. Случается, что и учитель может обидеть ребенка. Но ребенок может решить так: раз я глупый и ленивый, то и стараться не буду, все равно ничего не выйдет.

Если происходят конфликты со сверстниками, они занимают всю душу ребенка, ему становится не до учебы. Возможно, школьник претендует на лидерство, но лидерских качеств ему недостает. Либо ребенок не находит места среди двух группировок. И совсем плохо, если не находит своего места в коллективе вообще и становится изгоем. В таком случае надо проявить личное участие в проблемах ребенка и обратиться к психологу.

Интерес снижен из-за атмосферы в семье

Такие дети, как правило, растут в неполных или неблагополучных семьях, с ранних лет предоставлены сами себе. Способности их могут быть высоки, но область интересов очень узка, лежит в пределах двора. Иногда такие дети производят приятное впечатление своей самостоятельностью и смышленостью, но интереса к учебе у них нет – родители просто не привили его. Если родители сами плохо учились в школе, не читают, не развиваются интеллектуально – откуда же это возьмется у ребенка? Тут нужен личный пример.

Подростковый период

На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков – в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения – медленно. Подростков отвлекает любая мелочь, заводит и раздражает, а остановиться непросто. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова быстрее устает, болит. Подростки часто страдают повышением давления. Гормональные бури заставляют эмоции у подростка сменяться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно, то  он впадает в апатию. Игра гормонов заставляет подростков погружаться в мир взрослых интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит и обращают ли на нее внимание мальчики. Все мысли о науках отходят на второй план. Мальчиков волнует рост и мужественность.

Как вести себя с подростком? Не надо лишний раз возбуждать и раздражать его приказным тоном, общайтесь на равных. Он уже не смотрит на нас снизу вверх, он воспринимает нас сейчас критически! Дайте ему больше возможности бывать на свежем воздухе и двигаться. Проявляйте искреннее внимание к его личности и проблемам, разделите их и ненавязчиво подскажите пути решения.

Привык к статусу «гения», а в школе – проблемы

Ребенок научился читать и считать в 3 года, проявлял незаурядную сообразительность. Им восхищались: «Вундеркинд!» У малыша сформировалась завышенная самооценка и привычка быть центром внимания. Далее – несколько вариантов. Его отдали в школу для одаренных детей. Раньше он был лучше всех, а теперь – один из многих. Для ребенка это стресс. Нежелание учиться может быть протестом, чтобы хоть как-то выделиться. Вариант второй: ребенка отдали в обычную школу. Тогда ему действительно скучно. Он разочаровывается в школе. Ему нужна специальная программа (или школа), которая даст развиться его способностям. Вариант третий – самооценка малыша была завышена неоправданно. В школе он переживает шок: никто им не восхищается!

Если ребенок способный, одаренный и опережает сверстников в развитии, главное правило: хвалить не за то, что у него есть от природы, а за достигнутые результаты. Но не перехваливайте: для дальнейшего развития всегда есть возможность! Не завышайте ребенку самооценку, иначе ему будет тяжело жить среди людей.

Ребенку действительно тяжело усваивать программу

Нагрузка в школах (особенно лицеях, гимназиях) такова, что выучить все, что задают, невозможно. Это вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить... Такая избирательность хорошо выражена у холериков и сангвиников. Они могут кое-что запомнить и выучить прямо на уроке, что-то прочитать мельком, что-то списать. А флегматикам и меланхоликам сложно переключаться с одного предмета на другой, для них «домашка» может стать действительно тяжелым трудом.

Меланхолику еще мешают страхи и тревоги. Для таких детей полезны программы быстрочтения, развития памяти и внимания, управления временем.

Пару слов о первоклассниках. Все дети развиваются с разной скоростью, и если одни к 7-летнему возрасту готовы учиться, то другие еще «не доросли». Эта незрелость связана с особенностями развития нервной системы. При этом дети с задержкой психического развития не являются «дефективными», просто у них еще немного «недозрело» левое полушарие, которое отвечает за учебу, и ребенку может быть действительно трудно усваивать программу. Прежде чем идти в школу, посетите психолога!

Письмо в тему

 Мой сын рос способным и сообразительным ребенком. В начальной школе учился с удовольствием, на 4 и 5. А сейчас ему 11 лет, и его интерес к учебе резко упал. Читать не хочет, уроки делает «из-под палки». Убеждения не действуют. Из предметов ему не интересно ничего, хотя чуть больше он любит биологию. Главные его интересы сейчас – телевизор и Интернет. Почему пропал интерес к учебе? Почему он не думает о будущем? Как повлиять на него?

Лидия, 36 лет, Тула.

Только цифры
Опрос среди школьников 5-7 классов


Советы психолога
Что делать, чтобы ребенок учился лучше

Откажитесь от запугиваний и нелестных эпитетов в адрес ребенка. Не сравнивайте его ни с кем, кроме него самого. Не ругайте при нем школу и учителей. Не акцентируйте его недостатки. Хвалите за достижения, подчеркивайте способности. Если у ребенка что-то не получается, подскажите пути решения или свою помощь (но не делайте это за него).

Поймите, что именно интересно ребенку. Если он увлекается биологией, любит читать книги на эту тему, спросите, не хочет ли он стать медиком или биологом. Предположим, он ответит «да». Заинтересуйте его профессией. Выясните, в каких вузах обучают этой специальности, какие предметы надо сдавать. Если у ребенка будет цель, он станет получать необходимые знания сам. Внешкольные занятия могут пробудить в нем интерес к предмету.

При каждом удобном случае показывайте ребенку, что знания, образование делают жизнь интересней, расширяют границы доступного ему мира. Объяснять нужно на доступных примерах. Сейчас многие дети мечтают о бизнесе. Сумейте доказать, что бизнес без знаний невозможен, существует специальная наука, занимающаяся всем этим, и к тому времени, когда они вырастут, никакой бизнес без применения этой науки будет невозможен.


Дорогие читатели!

Не получается наладить отношения в семье? Задавайте свои вопросы по тел. 23-55-99 для

Анжелы Харитоновой.

20 сентября 2011, в 20:03 0
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день