1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Ностальгия
  5. Совесть пассажира – лучший контролёр - MySlo.ru
Совесть пассажира – лучший контролёр
1970-е. Самые популярные реплики тех, кто уже в салоне, тем, кто пытается туда попасть: «Куда прёте?! Автобус не резиновый!»

Совесть пассажира – лучший контролёр

На этот раз мы с вами въедем в советское прошлое на демократичном и дешёвом общественном транспорте.

Что объединяло советский общественный транспорт? Небольшая плата за проезд и давка в часы пик!

Не будем уходить далеко в историю, остановимся на 70−80-х годах минувшего века. В Туле ещё нет маршруток, по дорогам ездят трамваи, автобусы и троллейбусы. Такси есть, но его услугами пользуются далеко не все: дороговато. То ли дело — цена за проезд в городском транспорте! Три копейки стоил билет трамвайный, четыре — троллейбусный и пятачок — автобусный. Студенческий проездной на все виды транспорта обходился в 1 рубль, для остальных категорий населения — 2 руб. 40 коп. Просто аттракцион неслыханной государственной щедрости, согласитесь!

1974 г. Тула, ул. Советская. Трамваи всегда были любимым видом транспорта туляков. Фото Владимира Полюбина из коллекции Владимира Щербакова

От кондуктора — до кассы

До начала 70-х плату за проезд в тульском общественном транспорте собирали кондукторы, потом их стали постепенно заменять кассовыми аппаратами. Кассы работали по принципу транспортёра: бросаешь монетку, крутишь ручку сбоку, выползает билет. Верх у аппаратов — из прозрачного пластика.

Расчёт был на то, что бросать хлам типа пуговиц, металлических заготовок и пр. на виду у всех «хулюганам» будет совестно. Не помогло: кидали настоящую мелочь, но билетов отрывали не один-два, а на всю компанию. Чтобы пресечь безобразие, начали устанавливать кассы-автоматы: бросаешь требуемую сумму, дергаешь рукоятку — билетик вылетает сам. Но всё равно вся эта возня с мелочью в дико набитом салоне (вагоне) была ужасно неудобна!

Час пик

Набитыми под самую крышу автобусы-трамваи-троллейбусы бывали почти постоянно: собственных-то машин у людей было очень мало. Отчётливо помню чувство отчаяния, когда к остановке подходит полный автобус, а тебе непременно надо в него втиснуться, чтобы вовремя прибыть на работу (учёбу)! В давке рвали пуговицы, ручки сумок, топтали до блеска начищенную обувь, воровали… Вроде бы ужас-ужас-ужас, но не для советского человека, который имел тогда ценнейшее качество — самоиронию. Отсюда — огромное количество анекдотов, в том числе — про давку в часы пик. Один такой анекдот рассказал мне щёкинец, работавший в середине 70-х на шахте № 21.

- Едем на работу, водитель автобуса — женщина, собирает шахтёров по маршруту. В салоне — молчание, он уже битком… На предпоследней остановке — ещё несколько человек, которых непременно надо забрать. Водитель кричит в салон: «Ну что же вы, потеснитесь чуток, ёлочкой встаньте, так больше влезет!» Спокойный голос из салона: «Не, мы ёлочкой не можем». «Эт почему же?» Тот же голос: «Шишечки мешают».

В шахту спускались в хорошем настроении!

Многоразовые абонементы

В 80-х в годах в Туле ввели систему проезда по абонементным талонам. Приобретались они у водителя, в киосках «Союзпечати» или в специальных ларьках на остановках. Чтобы проезд считался оплаченным, абонемент надо было продырявить с помощью устройства под названием «компостер», каждый из которых имел свой «узор» дырочек.

Некоторые ушлые пассажиры подметили, что прокомпостированные талончики выбрасывать не стоит, с ними можно бесконечно долго колесить по Туле.

Они изготавливали специальные «патронташи» для хранения пробитых билетов, имевшие прозрачные карманы с «бортовыми» номерами автобусов, троллейбусов или трамваев!

Заходит контролёр — предъявляли ему соответствующий талончик. Очень расстраивались, когда проверяющий рвал талон пополам — приходилось восстанавливать утрату.

Несколько раз компостеры усовершенствовали, меняя их конструкцию. А потом вообще убрали.

Охотники на «зайцев»

В каждом салоне автобуса, трамвая и троллейбуса присутствовали надписи, нанесённые через трафарет масляной краской: «Совесть пассажира — лучший контролёр», «Проезд с билетом 5 (4, 3) копеек, без билета — 1 рубль», «Удобно, выгодно, надёжно иметь месячный проездной билет».

Для тех, кто не реагировал на печатное слово и передвигался в транспорте без билета, «Тулгортрансом» была организована служба контроля. Создавалось впечатление, что набирали в неё только тёток, закалённых скандалами на коммунальных кухнях. Они впрыгивали сразу во все двери транспортного средства, отсекая безбилетникам путь к свободе. Поймают и ну трепать нервы, громко, на весь салон взывая к чести, совести и кошельку. Штраф за «заячий» проезд долгое время составлял рубль, к концу 80-х он увеличился до трёх. Некоторые «зайцы» выработали свою тактику — держали в кармане наготове «вечный проездной», то есть рубль. Оказавшись прижатыми, безропотно отдавали его суровым фуриям с красной повязкой на рукаве.

Среди тульских контролёров были особо рьяные. Я, например, хорошо помню немолодую женщину корпулентного телосложения, чьи седые «химические» кудри отливали то фиолетовым, то голубоватым оттенком. Ох, и сурова была эта «мальвина»! Могла запросто выпихнуть безбилетника пинком на улицу, если он отказывался заплатить штраф.

В 2000 г. в Туле появились однодневные проездные билеты. Платишь 3 рубля — и можно кататься весь день, в то время как разовый билет стоил 2 рубля. Просуществовали они очень недолго, к сожалению.

Глас народа

Владимир Щербаков

Первые кассы появились в Туле в декабре 1961 г. в прицепных вагонах трамвая. Бескассовый метод был введён в городе с апреля 1973 г. Впервые в РСФСР! Кондукторы остались только в косогорских трамваях (до 1976 г.). Снова кондукторы стали появляться с 1995 г. Цена билетов за проезд в общественном транспорте стала расти с начала 1991 года.

Александр Пушенко

Я помню, что автобус № 1 ходил по нашей улице. Сейчас она — им. Клюева, а раньше называлась Рогожинский бульвар. Остановка была возле дома № 14, где работала аптека. Потом автобус сворачивал на ул. Шевченко и ехал на конечную, к школе № 38. Постоит, отдохнёт, заберёт пассажиров и едет по Циолковского в город.

Что почём

В доперестроечные времена проездные стоили:

  • на троллейбус — 2 р. 40 коп.
  • на трамвай и троллейбус — 3 р. 65 коп.
  • на три вида транспорта — 5 р. 30 коп.
  • ученический — 75 коп.
  • студенческий — 80 коп.

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

22 июля 2015, в 14:09 +24

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Похороненный дважды
Похороненный дважды
Де Фосс: Всероссийский скандалист в Туле
Де Фосс: Всероссийский скандалист в Туле