1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Люди
  4. Персона
  5. Прямая речь: HR-специалисты - MySlo.ru
Прямая речь: HR-специалисты
Кадр из к/ф "Дьявол носит Prada".

Прямая речь: HR-специалисты

О том, что это за профессия, как правильно вести себя на собеседовании и кем они видят себя через десять лет, тульские «кадровики» рассказали Myslo.

Екатерина Елисеева, 38 лет

Директор по работе с персоналом макрорегиона «Центр», Теле2.
Стаж работы в HR — 16 лет.

Свою профессию выбрала осознанно, ещё со школы. Но тогда HR-институт как таковой только зарождался, поэтому я начала с малого. С того, что было максимально востребовано в начале 2000-х — рекрутмент. В Туле было несколько агентств по подбору, в одно из них я и пришла. Начинала с рекрутмента, затем добавила развитие персонала, так как совместно с запросом на людей шли запросы на их обучение, развитие, рост. Следующим этапом стал переход в московское консалтинговое агентство. Вот так, по крупицам, я и собирала свой опыт.

В работе HR-специалиста есть несколько опорных точек: эмоциональный интеллект (слушать, слышать, понимать чужие эмоции, управлять ими), профессиональная компетентность, но самое важное — любовь к делу. Только искренне увлечённый человек (и это, кстати, касается не только HR-специалиста) способен достичь максимума в своей профессии.

Очень важно понимать самому и продвигать в массы: HR-специалист — это давно уже не кадровик.

Это полноценный партнер бизнеса, обладающий целым арсеналом знаний и опыта в управлении персоналом.

Трудностей в профессии нет, есть вопросы, требующие решения. Обычно это запросы от бизнеса: «Хотим срочно людей — прямо сейчас, самых лучших», или «где у них волшебная кнопка, чтобы максимально были вовлечены».

Самая главная ошибка соискателей — это пытаться изобразить из себя того, кем не являешься. Приписывать квалификацию, опыт, личные качества. Но даже не сильно опытный HR довольно легко распознает ложь. И тогда шансов у вас не будет. Лучше сказать, как есть. Не знаешь чего-то, так и говори, и при этом рассуждай, где будешь добывать знания.

Я не отделяю «обычную жизнь» и работу. Я искренне люблю то, чем занимаюсь, живу профессией. Поэтому все мои знания, навыки, опыт — едины вне зависимости от ситуации. Если просят помочь — конечно, даю пару важных советов, но никогда не «ходатайствую» (возьмите девочку, уж больно она хорошая), и не пишу сценарий: «тебя спросят вот так, а ты говори вот это».

Через 10 лет я вижу себя бизнес-консультантом. Всё чаще и чаще запросы бизнеса касаются не административных вопросов (как уволить, как принять), а стратегических моментов (как спланировать найм, как найти баланс между развитием бизнеса и численностью персонала, где взять лучших, как вырастить своих).

Я не люблю стресс-интервью и не провожу их. Убеждена, что только в естественных условиях кандидат может полностью раскрыться. Задавайте правильные вопросы, слушайте и перепроверяйте понимание — так вы узнаете все, что нужно. Активно использую скайп, это помогает при удаленных собеседованиях. Часто использую так называемые кейс-интервью, интервью по компетенциям. Это понятные методики, позволяющие, не растекаясь «мыслями по древу», за короткое время «померить» сразу несколько компетенций.

Я не делю собеседования на простые и сложные. Каждое интервью — отдельная история. С точки зрения результата самые непростые те, когда кандидат дает «правильные ответы».

Ты понимаешь, что это «театр», кандидат понимает что это «театр». Значит, в таком собеседовании предстоит договориться о «честной беседе». Если ее не получается — проигрывают обе стороны. Кандидат не получает дальнейшего приглашения, HR понимает, что интервью прошло безрезультатно.

Из забавного могу припомнить очень давний случай (тогда еще не была столь распространена информация, как проходить собеседования, не было вездесущего интернета). На собеседование в кадровое агентство пришла девушка и ее мама.

Сидели вдвоем. Мама прекрасно ответила на все мои вопросы, мы договорились обо всем, дочка тихо «слилась с обоями». Каково же было мое удивление, когда я поняла, что на работу предстояло выйти дочке!

Я попросила маму выйти, полагая, что теперь мне предстоит заново общаться с самой девушкой. На что мама категорично заявила, что она никуда не пойдет и что все, что нужно она (мама) мне уже сообщила и теперь я обязана (так и хочется сказать «жениться на ее дочери») принять ее дочь на работу. Далее пошли долгие объяснения с любящей мамашей. Но ни мама, ни дочка не поняли в чем же суть их провала на интервью. Вывод: никогда-никогда-никогда не позволяйте кому-то «вас продавать», приходить с вами на собеседование, комментировать ваши ответы или тем более говорить за вас. Если вы волнуетесь, так и скажите HR-у. Опытный специалист не рассердится и не откажет вам только поэтому. Наоборот, поможет успокоиться и создаст спокойную обстановку. Если с вами для поддержки кто-то пришел — попросите его тихо посидеть в приемной. И помните — по вашему спутнику тоже будут судить о вас: «скажи мне кто твой друг…».

Можно уповать на кризис, рынок, общую ситуацию в экономике и еще очень долго просидеть на любимом старом диванчике.

А можно четко составить план собственного роста и развития и двигаться по нему. Речь не обязательно идет о стремительных карьерных взлетах. Это может быть изучение языка, освоение любого нового навыка. Поиск работы в этом плане лишь один из пунктов. А чтобы поиск был удачным «разворачивайте сеть»: используйте все ресурсы — интернет, соцсети, агентства, друзей, знакомых. Чем шире сеть, тем выше шансы.

 

Марианна Евсеева, 39 лет

Заместитель директора по управлению персоналом, ООО «Девелопер софт».
Стаж работы в HR — 10 лет.

После окончания ТГПУ им. Л. Н. Толстого (факультет иностранных языков) я чётко понимала, что одного языка для дальнейшей карьеры мало, это очень узко. Работы для переводчика в нашем городе было немного, поэтому сразу знала, что буду получать второе образование. Я пришла в компанию, в которой до сих пор работаю, в качестве технического переводчика, параллельно наблюдала за работой нашего HR-менеджера. Со стороны казалось, что работа очень разноплановая, интересная, насыщенная, каждый день что-то происходит. Я поняла, что это именно то, что мне нужно. Поэтому, как только появилась возможность, я пошла за вторым образованием — менеджмент организации. Обстоятельства сложились так, что место HR-менеджера освободилось, и я, уже имея диплом на руках, предложила руководству свою кандидатуру.

Я работаю в IT-компании, и собеседования у нас проходят не так, как это общепринято.

Первую свою беседу помню, было волнительно, вопросы задавала неправильно, как мне казалось. Но на тот момент главным было преодолеть себя, свою неуверенность и страх. Не хотелось ударить в грязь лицом, так как соискатели у нас образованные, высокоинтеллектуальные, знают и про техники проведения интервью и как правильно отвечать на вопросы.

Самая большая трудность в моей работе — нехватка времени, всё остальное преодолимо.

Отличить правду ото лжи возможно, на это указывают и жесты, и позы, и темп речи, и глаза, но чтобы наверняка сказать и не ошибиться, надо сильно в этом разбираться, чтобы не наломать дров. В своей практике я обращаю внимание на всё это, но при этом ещё полагаюсь на интуицию.

Были сложные увольнения, с собеседованиями у нас всё хорошо, ничего курьёзного не было, так как основной наш персонал — это программисты. Были непростые кандидаты на стадии предоставления резюме и тестового задания. Очень сложно держать лицо и быть максимально вежливой и корректной в ответ на грубость и заносчивость.

Внешний вид соискателя может влиять на моё личное впечатление, но не на отношение. Мы оцениваем человека, его знания и умения, а не как он выглядит, и к некоторым особенностям относимся с уважением.

Единственное исключение — это если человек пренебрегает ванной и душем и источает неприятные запахи. Это уже откровенное неуважение к окружающим, на мой взгляд.

А вот если работа предполагает общение с клиентами, здесь уже иной подход, и внешний вид играет далеко не последнюю роль.

Мы живем в непростое время, одними позициями рынок перенасыщен, другие по-прежнему востребованы. Работу найти не сложно, сложно найти хорошую работу с достойной оплатой, с хорошими условиями, и чтобы она была в удовольствие.

 

Ирина Викторовна, 33 года

Начальник отдела рекрутинга.
Стаж работы в HR — 9 лет.

Когда училась в институте, поймала себя на том, что мне очень нравилось задавать всем окружающим автобиографические вопросы. Я спрашивала, почему они поступили на этот факультет. Потом — кем они хотели бы работать? Я всегда работала, даже во время обучения, поэтому ко мне обращались по вопросам поиска работы. И примерно в 21−22 года у меня на компьютере начали собираться резюме друзей и знакомых. В 2006 году, когда я официально еще работала в сфере продаж, увидела объявление о поиске ассистента рекрутера. В мои задачи входило размещение объявлений в интернете, первичная переписка с программистами. С этого все и началось.

Если говорить про основную трудность рекрутера — это необходимость постоянно принять решение: да или нет. Это решение должно быть чем-то обосновано, а не идти от ощущений «Мне нравится человек» или «Что-то он мне не нравится».

Подбор персонала — точный математически выверенный процесс.

Поэтому сложность бывает в том, что заказчики иногда полагаются на ощущения в принятии решения. Да, это их право, так как им дальше работать с этим человеком. А гармонию, как известно, нельзя проверить алгеброй.

Главная ошибка человека, приходящего на собеседование в том, что он пришел на собеседование.

Это означает, что он оказался в такой ситуации, что ему надо пойти на собеседование. Значит, он ищет работу, а не работа ищет его.

А серьезно, то если бывают ошибки людей, которые приходят на собеседование, то рейтинг будет такой.

Ошибка № 1. Приходить на собеседование без предупреждения. Мы, HR-ы, люди крайне вежливые. Поэтому если человек пришел даже без звонка, мы будем обязаны с ним поговорить и уделить хоть несколько минут. Однако люди таким образом лишь портят себе историю. Если вы пришли без звонка, то рекрутер может торопиться, злиться и чтобы не допустить ошибку по вашей кандидатуре, то в большинстве случаев, перестраховываясь, он вас дальше не пропустит.

Ошибка № 2. Приходить на собеседование, как на поле боя, приготовившись обороняться. Озлобленность и хмурый сосредоточенный взгляд сейчас не в моде. Бизнес лучше делать легко и с хорошим настроением!

Ошибка № 3. Допускать на собеседовании панибратство. Хорошее настроение из предыдущего пункта все-таки лучше не путать с развязностью и желанием казаться «своим парнем». Сокращать дистанцию, называть рекрутера уменьшительно-ласкательными именами и приобнимать — совершенно не верная линия поведения.

В первую очередь, я обращаю внимание на соответствие образа человека с образом заказчика. Я стараюсь посмотреть на соискателя глазами заказчика. В этом случае самым сложным бывает абстрагироваться от личного восприятия, потому что лично мне этот человек может показаться слишком скрупулезным или слишком застенчивым, или слишком говорливым. И в такие моменты я напоминаю себе, что надо разделять мой взгляд на человека как профессионала, и мой личный.

Правду от лжи нас научили отличать Алан Пиз и доктор Лайтман из сериала «Теория лжи». :)

Да, если человек трогает лицо в момент речи, то скорее всего, он лжет. Есть более опытные соискатели, которые научились держать себя. В этом вопросе сложнее бывает даже не отличение лжи, а невозможность услышать всей правды. Вот он вроде не лжет, но все равно у меня картинка не складывается в голове — про кто этот человек и что его привело сейчас ко мне на собеседование. Бывает, что соискатель соловьем заливается — насколько он хорош, какой он профессионал, как он прекрасно знает эту работу. Но меня что-то смущает. Я захожу на второй круг вопросов об одном и том же. Если и это не помогает, то рассказываю о том, что следующим этапом будет встреча со службой безопасности, а уж у них-то свои методы — узнают всё. Еще несколько минут человек продолжает держать оборону. А под конец не выдерживает и выдает недостающую деталь в недособранном пазле.

Собеседования бывают разные — очень много чего вспоминается. Один из таких случаев — пришла тётенька 53 лет по направлению от центра занятости. Всю жизнь с мужем держали небольшую лавочку по продаже посуды и кухонной утвари. А теперь — после очередного кризиса не нашли в себе силы продолжать. Понимая о себе все факты своей биографии, женщина была уверена, что в 53 года уже не сможет найти работу, так как всю жизнь работала на себя и как такового опыта больше ни в чем нет, кроме как в продажах промтоваров. Сначала женщина все это рассказывала спокойно, немного грустно. А под конец рассказа расплакалась. Просто сидела и тихо плакала. В этом было все — искренность, отчаяние, немного наивности. Я посоветовалась с руководителем подразделения, рассказала, отметила многолетний профессионализм соискательницы, да и просто колоссальный жизненный опыт. Пригласили на работу. Вы бы видели, как эта прекрасная женщина раскрылась в коллективе более молодых продавцов! А как готовилась к проверке знаний после испытательного срока! Я такой прилежности давно не видела.

Или вот довольно типичная ситуация в нашем городе — на собеседование приходит мама и приводит своего великовозрастного сына. Или дочку. Знаете, такой тип мам — они очень активные, бойкие, лучше всего знают, что нужно их ребенку. А взрослый ребенок стоит рядом, смиренно потупив взор — маму не остановить.

В такой момент я люблю задать вопрос:

- Сколько лет сыну?

- 23!

- Уже разговаривает?

Мама начинает тушеваться, сначала не понимает, потом смеется: «Конечно, простите… пусть сам говорит…». И на этом моменте стараюсь маму отделить от ребенка. Многие дети с благодарностью смотрят — они же давно выросли, а мама не заметила.

Про внешний вид вспоминается только одна история, выходящая за рамки. Я тогда работала в «Почте России». На собеседование пришел выпускник профильного учебного заведения. У него был диплом, он три года учился на оператора связи.

Все бы хорошо, мальчик, (а мальчиков на почте мало), но вот только по убеждениям мальчик принадлежал к одной из молодежных субкультур. Он был готом.

И он так выглядел — у него был проткнут нос, кожа выбелена до неестественного оттенка, а волосы, наоборот, были цвета воронова крыла и забраны ободком. И вдобавок ко всему этот парень сменил имя, в паспорте у него было написано чуть ли не Антон фон Бахен Краушпиц. Формально — у меня не было никаких оснований ему отказывать. Коллеги со мной согласились. Что ж, пришлось брать. Пошел он работать в почтовое отделение. Начальник отделения потом рассказывала, что посетители вздрагивали, когда видели его в окошке почты.

Поиск работы — это тоже работа.

Чтобы выбрать идеальную для себя профессию в текущий период времени, необходимо просмотреть не менее 100 предложений, сделать отклик на 25−30 подходящих вакансий. Из них вас пригласят на 7−10 собеседований. Где-то не понравится вам, где-то не подойдете вы. Но в идеале на момент принятия решения у вас должно быть не менее трех предложений о работе. Да, когда мы, рекрутеры, подбираем подходящего кандидата, мы делаем точно так же — у нас должно быть не меньше трех подходящих по всем параметрам кандидатов. Ведь на момент предложения о работе соискатель тоже имеет право отказаться. И да, нам бывает тоже обидно, что кто-то не выбрал нас, но это бизнес и ничего личного. Поэтому если вам отказали после собеседования, не стоит отчаиваться и требовать какого-то откровения от рекрутера — почему не выбрали именно вас — а идти дальше по своему списку наиболее подходящих вам работодателей.

 

Вера Кузнецова, 26 лет

Менеджер по персоналу, Маркетинговая группа «Текарт»
Стаж работы в HR — 3 года.

У меня два высших образования — техническое и экономическое. Но считаю, что моя стихия — общение с людьми. Мне всегда было интересно помогать людям, искать с ними общий язык. И профессия HR с этим связана напрямую. Когда закончила магистратуру, начала искать работу. Решила испытать себя, увидела вакансию ассистента HR в компании «Текарт». Прошла собеседование, после которого меня пригласили работать. Практического опыта на тот момент не было, только теоретический: смотрела семинары, читала книги. Но мне повезло с наставником, которая всему обучила!

Первое своё собеседование помню. Это было довольно страшно, я чувствовала себя на месте соискателя, боялась забыть вопросы, наверное, где-то теряла логику.

Но после этого всё пришло в стадию уже рефлекторного общения, знаю, что спрашивать, как продолжить разговор, как выявить необходимые навыки и знания.

В первую очередь, я обращаю внимание на поведение человека — нервничает он или нет. И главное — смотрит ли в глаза. Зрительный контакт здесь очень важен.

В нашей компании нет дресс-кода, поэтому внешний вид влияет на решение не сильно. Главное, чтобы человек выглядел аккуратно.

В сфере интернет-маркетинга нет ограничений по внешнему виду: у нас работают люди с оранжевыми или красными волосами.

Самая частая ошибка соискателей — вранье. Когда мы принимаем финальное решение, то запрашиваем рекомендации: и с предыдущего места работы, и у общих знакомых. Всё-таки Тула небольшой город, информацию можно найти всегда. Всё тайное становится явным. :) Кстати, мы никогда не отталкиваемся от прошлого, понимаем, что условия и коллектив меняются, и вместе с тем меняется мотивация человека.

Я против стрессовых интервью. Само собеседование и так есть стресс, не стоит добавлять лишних эмоций.

Плюс это плохо отражается на имидже организации. Может, это подходит больше для европейских компаний или компаний уровня Google. Но не здесь.

На собеседовании люблю проверять человека на мышление и креативность. Задаю такой вопрос: перечислите за 10 секунд все способы, которыми можно добраться до Австралии.

Были варианты совершить прыжок из космоса, проплыть под водой, телепортироваться… В общем, кто на что горазд, кроме обычных самолёта, парохода и парашюта.

Иногда на собеседование приходят люди, которые не знают, чего хотят. Я задаю вопросы, общаюсь, а человек в конце заявляет — «Знаете, мне вообще не интересна эта работа, я пришёл просто так. Давайте лучше в кино с вами сходим?». :)

Когда собеседования проходят ежедневно по несколько в день, то к концу дня, конечно, устаешь, язык заплетается. Хочется механической работы и перекладывания бумажек. :)

А вообще, лучший способ восстановить речь — это молчание.

Часто слышу на собеседованиях, что люди долго ищут работу, везде встречают низкий уровень зарплат. Но есть проблема, что приходят студенты после вуза и хотят сразу много зарабатывать, не обладая еще нужными знаниями. Нужно чётко оценивать свои возможности, уметь выгодно себя продать, рассчитывать на перспективы и карьерный рост. Позиция «всё и сразу» не работает.

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

19 августа 2015, в 12:58 +4
Другие статьи по темам
Событие
Место
Тест-драйв Suzuki Vitara: Новый. Яркий. Твой
Тест-драйв Suzuki Vitara: Новый. Яркий. Твой
Как я не стала моделью Jewel Models
Как я не стала моделью Jewel Models